Из 17 осмотренных Народным фронтом объектов ни один не отремонтирован вовремя.
В нынешнем году минЖКХ Ростовской области снова оскандалилось с капремонтом. Намерения были благие — завершить работы к 15 октября, чтобы с неизбежным похолоданием люди зажили в тепле и комфорте. На деле ни в одном из проинспектированных зданий нет тепла, в большинстве — разворочены коммуникации и кровли.
Когда люди смогут по-человечески зимовать, остается большой загадкой. Аналогичная картина царила в «отремонтированных» домах и в прошлом году.
— За счет средств регионального фонда (собирающего деньги с собственников жилья. — Авт.) ведутся работы в 255 многоквартирных домах донского края. Где-то идет приемка домов, в одном доме может не быть одного отопления, а может — всех элементов, — уклончиво ответил заместитель министра ЖКХ Ростовской области Валерий Былков на вопрос представителей СМИ, сколько же домов готово.
Таков вот «содержательный» ответ — сродни анекдоту. Поминаемые Былковым «элементы» — это не что иное, как кровля, коммуникации, фундамент, несущие стены, без которых нельзя жить в принципе. Если скверный школяр хотя бы по одному предмету получает «два», его оставляют на второй год либо на осень. Подобно 15 октября для минЖКХ, у школьника тоже есть «день Х» — дата экзамена.
А тем временем у многих ростовчан появляются новые настроения: бытие определяет сознание. Если еще недавно собственники квартир в СКД ждали тот день, когда же государство исполнит свои обязательства по постсоветскому жилью, то теперь многие смотрят на государственный капремонт с ужасом: дом может стать хуже. О качестве выполняемых «работ» исправно информирует «сарафанное радио», и вести эти неутешительны.
В ТЕМУ:
Как разворотили Соборный, 45
Наш первый злополучный дом на Соборном, 45, — в полной разрухе. В квартирах жильцов до сих пор нет тепла, не подключены стояки, заменой канализационных и водопроводных труб никто так и не занялся. Общению с жильцами препятствует грохот мусора, летящего с разобранной кровли. Останки стройматериалов и прочий хлам падают на бывшую детскую площадку, превратившуюся в свалку.
Недовольные жильцы обвиняют подрядчика в нарушении технологии — он не использует утеплитель при замене кровли. Руководитель фирмы оправдывается и говорит, что спрятал утеплитель под траву, в целях сохранности (интересное решение. — Авт.). Кто он такой и что за фирма работы ведет, известно мало кому: во дворе даже нет дощечки с соответствующей информацией.
Жительница Соборного, 45 Галина Костецкая:
— У нас все время менялись рабочие: приходили одни, затем начинали жаловаться, что их обманул хозяин, не платит деньги, потом их сменяли другие и так далее. При замене теплоснабжения никто не знал, куда идут трубы и стояки, поэтому возникает вопрос: а есть ли проект на капитальный ремонт нашего дома? Вместо конуса у нас ставят теплообменник, за замену водопроводных и канализационных стояков никто не брался. Дом должны были сдать еще в сентябре. Как нам сейчас в нем жить, я не знаю.
— Дом отвратительный, — констатирует Валерий Былков, обращаясь к подрядчику. — Не расслабляйтесь, когда мы уедем, работайте.
Как резвились в памятнике архитектуры
Аналогичная картина — на Ворошиловском, 18/18. Принципиальное отличие — здесь квартиры-«коммуналки». Плюс этот дом — памятник архитектуры, о чем сразу свидетельствует огромная высота потолков: по своему размаху и добротности несущих конструкций он не чета нынешнему элитному жилью в Ростове. Умели же строить наши предки!
Поднимаемся на верхний этаж, встречает нас замерзший жилец Геннадий Шерстнев:
— Ванная раскурочена: пытались пробить полы, но не вышло. Весь потолок залит с крыши. За трубы с горячей-холодной водой и канализацией не брались. Систему отопления разобрали, тепла нет до сих пор. А мы за свой счет поменяли батареи в комнатах и теперь мерзнем. Еще один момент: у нас в коридоре вырезали аккумулятор, а когда его несли, умудрились разбить мраморные ступеньки в подъезде.
АУДИО. ГЕННАДИЙ ШЕРСТНЕВ: «ВАННАЯ РАСКУРОЧЕНА, МРАМОРНЫЕ СТУПЕНИ РАЗБИТЫ».
Пока жители злополучного дома причитают, руководитель регионального фонда капремонта Владислав Крюков пытается понять: зачем резали батарею в коридоре? Эта манипуляция не предусмотрена проектом — ведь батарея, как и коридор, является собственностью жильцов квартиры, а не общим имуществом дома.
Вопрос так и остается неразгаданным. Поэтому попытаюсь раскрыть ларчик просто, по-обывательски. Судя по образовавшейся здоровенной нише в стене, не только потолки в доме, но и батарея была огромной. И если определенный контингент сдаст ее в металлолом, то выручки явно хватит на то, чтобы поправить здоровье. Какое таким «работягам» дело до проекта, равно как и до Жилищного кодекса?
А уж что за варваров наняла областная власть ремонтировать исторический и культурный объект, я так и не выяснил. Поскольку не обнаружил в доме информации о подрядчике. Не менее интересно — чем занимался Владислав Крюков все эти месяцы? Ведь деньги на капремонт выделяет возглавляемый им региональный фонд, добровольно-принудительным методом собирающий средства с собственников. Так почему же Глава фонда не следил за своими «работничками»? Кто ответственен за надзор над ремонтируемыми объектами?
Ворошиловский, 8 выиграл «лотерею»
Наш третий и последний пункт — Ворошиловский, 8. Объект пытаются преподнести как образцово-показательный. Дескать, качественный государственный капремонт тоже возможен. Однако не получается: и этот дом не уложился в срок, отопительный сезон здесь также сорван.
Возможно, подрядчик не виноват. Говорят, деньги выделили в последний момент, а «крайнего» найти в ЖКХ, как всегда, проблематично. Хотя, похоже, этот дом «выиграл» неплохой капремонт в организованной властями лотерее. По крайней мере, вокруг стен установлены нормальные леса, на которых стоят нормальные, приличные ребята. И работают.
— У нас еще не выросла культура подрядчиков, — комментирует Валерий Былков причину безобразий. — Но все не безнадежно. Капитальный ремонт стал лучше, на объектах допускаются менее злостные нарушения. Растет качество производства, и мы будем совершенствовать систему.
Признаться, эта реплика замминистра вызывает не только много вопросов, но и здоровый смех. Стоит ли чиновнику сетовать на дефицит приличных подрядчиков — ведь в Ростове так мало хорошо себя зарекомендовавших ремонтных фирм, дизайнерских бюро, за деньги способных выполнить любой каприз своего клиента? Так почему же власть не заинтересовала, не привлекла их к работам, а вместо этого дружит со всяким сбродом,?
Насмешила же меня мысль о «растущей культуре» подрядных организаций. Об этом твердится много-много лет, а тем временем, под аккомпанемент благонамеренных речей, подрядчики воруют батареи в квартирах.
Если это называется «стало лучше», то что же такое «хуже»?
НАША СПРАВКА
Интересные факты о капремонте:
►За капремонтом в Ростовской области выстроилась 35-летняя очередь из 20 тысяч домов.
►В ростовскую пирамиду капремонта вошли 5 тысяч домов.
►Как показал опрос, проведенный ростовским ТСЖ «Дом», никто из жильцов не верит в капитальный ремонт, который им обещают сделать через десятилетия.
►Вместо замены лифта 47 ростовским пенсионерам строили кладбище.
Олег ПЕТРУШИН,
фото автора
РЕКОМЕНДУЕМ:
Мы стали более лучше одеваться(с)
Кстати, слышали, в стране уже есть прецедент по взысканию платежей за будущий “капремонт” в пользу белгородского регионального фонда?
А что разве это новость ? С моей соседки тоже взыскали задолженность по этим взносам! Говорила ей плати! ещё и сверху накинули пеню и пошлину! И это Ростов детка! Ростов рулит!