Объем квот Ростовской области по привлечению иностранной рабочей силы в 2010 году составил 15,5 тысячи человек. 46 процентов из них местные работодатели намерены задействовать в строительстве.
На недавнем заседании областной межведомственной комиссии были отклонены заявки 20 предпринимателей, а шести предложили значительно умерить аппетиты в отношении «иностранных специалистов». Причиной стал не кризис, как легче всего подумать, а несостоятельность нанимателей: ни жилья, ни приличной зарплаты гастарбайтерам они предложить не смогли. В противном случае Ростовская область защищала бы в Москве несколько большую квоту — 19 тысяч человек.
Предполагается, что 46,1% приезжих будут трудиться на донских стройках, около 20% найдут себя в промышленности, приблизительно 10% — в торговле, сельском хозяйстве и общественном питании. Остальные будут искать счастья, нанимаясь на работу к физическим лицам или завязывая интернациональные связи с российским криминалом.
В безоблачные докризисные времена считалось, что к 2012 году донскому краю потребуется 40 тысяч гастарбайтеров: 60% — квалифицированных рабочих, 34% — людей без квалификации, 4,2% — служащих, 1,9% — топ-менеджеров. Однако коррективы, которые внесла стагнация экономики, сказались уже в 2009 году. Вместо прогнозируемых 24 тысяч «импортных» тружеников Ростовская область приняла только 14. Да и в других регионах квота была выбрана всего процентов на 65%.
В следующем году, как видим, предварительный «заказ» донских работодателей подрос на полторы тысячи. Признак неплохой, если учесть, что в масштабах всей страны ожидается приток не более двух миллионов мигрантов.
Речь идет, разумеется, об официальной статистике. Нелегальных мигрантов, проживающих на территории РФ, примерно в два раза больше. Они, как правило, ищут себе работу самостоятельно и где угодно и живут не всегда в ладу с законом принявшей их страны. Да и зарегистрированные в миграционной службе иностранные трудяги из «визовых» стран чаще всего получают зарплату «серыми», давая возможность своему работодателю уходить от налогов и потихоньку доить бюджет.
ТОЛЬКО ЦИФРА
10 млрд долларов наличными вывозят мигранты из России ежегодно.
Новый год – порядки новые?
В 2010 году Россия примет не только новые квоты для мигрантов, но и новые правила, которые пока находятся на стадии проектов и должны пройти рассмотрение в Госдуме.
Если законопроект будет одобрен, гастрарбайтеру для легализации трудовой деятельности будет достаточно так называемого патента. В отличие от квоты, которая дает право работать у юридического лица, патент предоставляет возможность наниматься к лицам физическим, то есть тем, кто не извлекает никакой прибыли из плодов труда иностранного работника.
Если квоты напрямую связаны с вакансиями на рынке труда, то патенты — это фактически просто разрешения на работу, и они не облагаются никаким квотированием.
— Для того чтобы получить патент, мигранту нужно совсем немного, — разъясняет замначальника Управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы Олег Артамонов, — легально прибыть на территорию России и проживать здесь с учетом миграционных правил. Затем подготовить минимум бумаг, то есть заполнить анкету, приложить фотографию, иметь при себе документы, удостоверяющие личность и подтверждающие легальное пребывание. Наконец, уплатить госпошлину за данную услугу, которая составляет тысячу рублей.
Сам патент имеет длительное действие, но его действительность подтверждается ежемесячным платежом в размере той же тысячи.
С одной стороны, новые правила нацелены на то, чтобы ввести миллионы нелегальных мигрантов, занятых на разнообразных строительно-земляных и прочих работах у физических лиц, в пресловутое правовое поле. Предполагается, что выиграют все: работник сможет заключать трудовой договор и защищать свои права и свободы, работодатель — претендовать на качественное выполнение требуемых услуг и в случае крайней неудовлетворенности обращаться в суд.
С другой, если законопроект превратится в закон, упрощенная процедура легализации гастарбайтера может иметь очень серьезные и пока плохо осознаваемые последствия. Некоторые эксперты прогнозируют рост мигрантов в геометрической прогрессии.
Ирина РОДИНА
НАШ ОПРОС |
---|
«Чужие» среди «своих»
Приток трудовых мигрантов на Дон вызывает неоднозначную реакцию коренного населения.
«Выдали бы вы свою дочь за негра?» — этот вопрос в южных штатах Америки был очень популярен в прошлом веке для проверки политкорректности белого «мистера». Ростов, конечно, не Вирджиния, но проблемы сейчас перед нами стоят похожие. Чтобы оценить лояльность «туземцев» по отношению к мигрантам, «Ростов-Дом» задал ростовчанам прямой вопрос: как вы относитесь к приезжим рабочим?
Сергей Бельцев, директор магазина:
— Их имеет смысл брать только тем, кто хочет экономить на всем, чем только можно. Но скупой, как известно, платит дважды. Я уважаю своих клиентов и ценю их хорошее отношение к нам, поэтому ни один из тех трудовых мигрантов, что приходили ко мне на собеседование, работы у нас не получил.
Дело не в предвзятом отношении, а в том, что квалификация таких людей крайне низка. У нас довольно развернутая система анкетирования претендентов, потому я могу совершенно точно утверждать, что делать карьеру или становится частью компании эти люди не собирались. Кстати, знаком с официальной статистикой, согласно которой даже те из трудовых мигрантов, которые приезжают сюда, что называется, «под заказ» для работы в определенной фирме, на рабочем месте долго не задерживаются. Уходят или в семейный бизнес, или устраиваются нелегально, или, что еще хуже, идут в чистый криминал.
Василий Болдырев, бригадир артели строителей-«шабашников»:
— Недолюбливаю. Слишком большую конкуренцию на рынке труда они нам составляют и работать готовы за более низкую цену, чем мы — коренные.
Существует миф, что все гастарбайтеры не умеют работать и делают все кое-как. Это неверно. Раньше, возможно, так и было, но теперь к нам в Россию приезжают вполне квалифицированные кадры. Хотя, может быть, это те же самые люди, просто набрались ума и опыта. Впрочем, нам от этого только хуже. При равной квалификации клиент, скорее всего, выберет именно их. Они просят гораздо меньше.
Вадим Дуравкин, менеджер отдела продаж:
— Сложно сказать однозначно. С одной стороны, снижение цен на рынке труда для наемных служащих — причина постоянного раздражения и ненависти по отношению к мигрантам. Учтите, что в Ростовской области ситуация должна быть в целом острее, чем по России. У нас есть шахтерские территории, где многие люди имеют трудности с устройством на достойную работу. Думаю, что если все организовать по уму, то проблемы с нехваткой рабочей силы можно было бы решить именно за счет бывших шахтерских городов.
С другой стороны, сейчас в России реализуется немало масштабных проектов, одолеть которые можно только навалившись всем миром. Не исключаю, что некоторые стройки, идущие сейчас, попросту были бы невозможны без мигрантов. Учитывайте еще и то, что в целом население России стареет, и со временем мы все больше и больше будем зависеть от иностранных рабочих рук.
Сергей Черных, преподаватель кафедры социологии и психологии ЮРГТУ (НПИ), кандидат философских наук:
— Следует отличать миграцию в Москву и миграцию в регионы. В Москву едут не только иностранцы, но и жители российской глубинки. Едут за длинным рублем, а попадают зачастую в рабство.
Миграция в глубинку — это нечто другое. Оно обусловлено не только экономическими факторами, но и демографическими. В Ростовской области сельская молодежь предпочитает после получения образования мигрировать в город. Её место занимают приезжие из республик Кавказа. Как правило, приезжие более многодетны и трудолюбивы, естественно, что они вытесняют со временем оставшихся автохтонов. Это процесс безрадостный, но объективно обусловленный.
Отношения между приезжими и коренными также детерминированы объективной реальностью. Из-за засилья массовой культуры многие местные потеряли связь с традиционными ценностями, утратили образцы мужественности. Естественно, что напористые приезжие, для которых ценности коллектива актуальны, могут начать притеснять расслабленных упаднической западной культурой местных жителей.
ГЛАС НАРОДА |
---|
«Они создают проблемы»
Что привносят гастарбайтеры в жизнь “простого россиянина”?
- Конкуренция на рынке труда — 40,9%.
- Рост стоимости жилья — 37,3%.
- Рост преступности — 34,1%.
- Разрушение уклада местной жизни — 25,3%.
- Агрессия в отношении местного населения — 17,5%.
- Рост цен на продукты и предметы первой необходимости — 9,7%.
- Снижение доступности социальных услуг — 6,8%.
- Демонстрация более высокого уровня жизни — 5,2%.
- Снижение качества образования в школах — 3,9%.
( По данным опроса экспертов общественной организации «Южный ресурсный центр»).