В Ростове практически негде строить новое жилье, все крупные земельные участки уже заняты пришедшими в мегаполис инвесторами и застройщиками. По завершении ныне утвержденных проектов столица ЮФО вплотную срастется с прилегающими муниципальными образованиями.
Такие данные обнародовал сегодня замглавы администрации столицы ЮФО по строительству Геннадий Ананьев в информагентстве «Интерфакс-Юг». Речь шла о реализации генерального плана Ростова и изменениях, которые ждут мегаполис в ближайшие годы.
В городе строят три новых района
По словам зама городского главы, сегодня в городе реализуются три крупных проекта. Наиболее известный — это строящийся Левенцовский район в западной части Ростова. Второй лежит в северо-восточной части мегаполиса на землях бывшего совхоза «Декоративные культуры». Третий — также строящийся Суворовский район, расположенный в северо-восточной части улицы Оганова (сразу за Северным кладбищем, на его северо-западной окраине), — пока мало кому известен.
Хотя именно здесь развернулась самая внушительная по своим габаритам стройка. В течение 10–15 лет застройщик планирует возвести крупнейший массив, где будут проживать 150–200 тысяч человек (предусмотренная генпланом численность жильцов Левенцовки — 90 тысяч) на 800 гектарах земли, которые отдало городу Министерство обороны РФ.
— Строительство Суворовского района не предусматривалось генпланом Ростова, уточнил Геннадий Ананьев. — В годы его утверждения не предполагалось, что вопрос с Минобороны решится так быстро.
Вместе с тем можно добавить, что строительный размах, с которым инвестор взялся за Суворовский район, принесет с собой не только приятные сюрпризы. Поскольку столь крупный массив в северной части Ростова может окончательно парализовать движение транспорта на Нагибина. Именно через этот проспект, и без того задыхающийся в пробках, неизбежно пойдет большая часть нового машинопотока. Жилищное строительство в северной части миллионного города явно отстает от развития инфраструктуры.
Подземно-траспортная маниловщина
Это касается дефицита новых развязок и более внушительных объектов. Не будем забывать: минувшей весной с треском провалился объявленный городскими властями конкурс на строительство подземного тоннеля, который был призван стать главной aльтернативой проспекту Нагибина.
И если в застраиваемую западную часть мегаполиса можно успешно уехать по проспекту Стачки, то северные районы Ростова задыхаются в коллапсах. А в нынешнем году Геннадий Ананьев рассчитывает нарастить темпы жилищного строительства, введя в эксплуатацию миллион квадратных метров новостроек.
Зато в западные районы Ростова через много лет мы сможем уехать не только на наземном транспорте, но и метро. Хотя последнее также не было предусмотрено нынешним генеральным планом.
— Конечная станция подземки будет построена под Левенцовским районом, здесь же разместится и депо, — сообщил Геннадий Ананьев. — В генплан Ростова придется вносить новые корректировки.
Но в ближайшем будущем лишь пройдет конкурс на разработку проектной документации, стоящей около миллиарда рублей. А ростовское метро мы уже рисуем практически сорок лет — с 1975 года.
Еще одна исходящая от чиновников маниловщина — многоуровневые уличные автостоянки, о строительстве которых ведется болтовня с 1990-х. Сегодня, несколько десятилетий спустя, практически ничего не построив в принципе, чиновники перешли на новую версию — в соответствии с научно-техническим прогрессом. Теперь несуществующие ростовские парковки «возводятся» из быстровозводимых материалов.
— Первые такие проекты планируется реализовать в районе западного разворота (Московской и Буденновского), — сообщил Геннадий Ананьев. — Кроме того, такие конструкции будут размещены над рекой Темерник. Как известно, сама река пребывает в собственности государства. Но мы не «тронем» воду, а построим парковки сверху…
Городские власти прибирают Левбердон
Однако довольно о грустном, лучше перенесемся на Левый берег Дона. Если северные
и западные окраины мегаполиса отданы преимущественно многоэтажной застройке, то южная левобережная часть столицы ЮФО в ходе подготовки Ростова к чемпионату мира по футболу-2018 будет превращена в благоустроенную рекреационную зону. В частности — ростовские власти взялись благоустроить улицу Левобережную от Ворошиловского моста до 45-й линии.
Улица с четырехполосным движением, гостевыми парковками, зонами отдыхами — такой видится чиновникам нынешняя Левобережная. Правда, львиная доля окрестных земель уже давно приватизирована владельцами ресторанно-гостиничной индустрии. Под будущий проект резервируются преимущественно свободные территории.
— Это будет зона отдыха для всех горожан, — заявил Геннадий Ананьев. — Здесь не обязательно ходить в рестораны, можно и просто прогуливаться.
Далее, как известно, в районе Гребного канала уже сейчас строится новый стадион плюс запланирован конно-спортивный комплекс. А еще южнее по Ворошиловскому шоссе, в окрестностях памятника Тачанке (крайняя точка Ростова) должен разместиться переселившийся автовокзал. Кстати, помимо новых мостов на Левый берег, у нас намечено и расширение самой трассы Ростов — Батайск.
Аналогичным досугово-рекреационным дублером призвана стать и улица Набережная, которую у нас взялись продлить до Зеленого острова. Хотя процесс растянется надолго, поскольку восточнее оной расположен порт.
— Руководство порта согласно переехать в левобережную промзону, — сообщил Геннадий Ананьев. — Но сделать это в одночасье невозможно. Пока что Левбердон не обустроен инфраструктурно, здесь нет коммуникаций. Поэтому переезд будет проходить в четыре этапа.
Ананьев против точечных «клыков»
Как констатировал Геннадий Ананьев, с началом реализации перечисленных проектов Ростов вплотную приблизился к своим соседям. Иными словами, все крупные земельные участки уже поделены, и остальным застройщикам, надо думать, остается возводить жилье преимущественно точечным методом. А значит, мегаполис ждут большие проблемы. В свою очередь заммэра заявил, что против точечного строительства, чем, признаться, развеселил некоторых представителей прессы:
— Строить «тридцатиэтажку» по соседству с пятиэтажным домом, наверное, глупо. Мы не хотели допускать «зубов», выступающих над сформировавшейся панорамой. Принципиальный подход в этом вопросе у администрации есть.
Признаться, панорама Старого Ростова свидетельствует о противоположном. При этом можно перечислить многочисленные адреса домов, чьи жильцы считают, что городская власть просто предала их интересы. К таковым, безусловно, относится ныне возводимый небоскреб на Буденновском, 2, или разваливающийся дом на Суворова, 89.
— Буденновский, 2, — спорный вопрос, — заявил Геннадий Ананьев. — Здание не нарушает предусмотренную документацией этажность, поскольку оно расположено на берегу реки. Разработкой охранных зон и согласованием этажности занимается министерство культуры. А мы имеем право ограничивать инвестора только в соответствии с правилами землепользования и застройки.
Тот факт, что строящийся небоскреб убьет историческую панораму Солдатской слободы, являющейся единым историческим архитектурным ансамблем, чьей доминантой всегда служила Колокольня Ростовского кафедрального собора, никого из чиновников не интересует. Что же касается министерства культуры, которое прокуратура с судом из-под палки заставляют заботиться о другом памятнике — Парамоновских складах, само название сего областного ведомства звучит чуть ли не анекдотично.
— То, что мы видим сейчас — зачастую результат прежних решений, они неправильные, — констатировал Геннадий Ананьев. — Все на совести застройщиков. Они хотят выжать по максимуму из существующей земли. Законодательство позволяет инвестору повышать этажность, а мы хотим действовать строго по закону.
Иными словами, как всегда: ростовские власти очень хотят, но не могут.
Олег ПЕТРУШИН,
фото автора
Было бы неплохо, если бы привели в порядок улицу Набережную. Кстати строительство дороги вдоль полотна железной дороги по улицам Циолковского и Верхне-Железнодорожный проезд разгрузило бы пр. Стачки. Не стало бы пробок. Но тут нужно строить мостовой переход через Темерник и сносить часть завода Электроинструмент….
Автор статьи, к сожалению, путает улицы Набережную и Береговую…. Это так же некрасиво как называть территорию станицы Гниловской “Западным массивом”.
Вобще-тодля избежания путаницы и ради соранения исторической памяти неплохо было бы переименовать ул. Портовую в проспект Гниловской.