Переедет ли ростовский «средний класс» из городского центра в возводимый под аэропортом жилой комплекс «Манхэттен»?
Известный застройщик двух коттеджных поселков Ростова-на-Дону— Азово-Донская девелоперская компания (АДДК) приступила к возведению нового крупного объекта — ЖК «Манхэттен». Мысля образами, этот проект можно условно назвать «коттеджным поселком, растущим вверх». «Манхэттен» представляет собой несколько многоэтажных урбанизированных «свечек», которые вплотную прилегают к ростовской роще с прудом и дикими утками.
КОНТЕКСТ
Как сообщила «Ростов-Дому» пресс-секретарь Азово-Донского пароходства (структура, в которую входит АДДК) Надежда Каграманян, проект жилого комплекса заявлен в сегменте дорогостоящего бизнес-класса, хотя, в отличие от высоток загазованного центра, и строится на периферии.
— Мы считаем, что центр города должен оставаться таким, каким он сформировался исторически, а новостройки следует возводить на свободных землях, — сказала пресс-секретарь пароходства.
Идея компании — сманить в «Манхэттен» часть состоятельных покупателей жилья у «традиционных» застройщиков высотных комплексов.
Утки как главный козырь
Слабоурбанизированные жилые комплексы стали расти в Ростове несколько лет назад. Как правило, они представляют собой кварталы комплексной застройки из двух-трехэтажных домов, объединенных крупным огороженным земельным участком с общей инфраструктурой. В качестве альтернативы многоэтажному «муравейнику», окруженному «каменными джунглями», застройщики предлагают покупателям жилье по соседству с лесом или водоемом. В качестве примера можно привести новое детище компании «НЖК-Юг» — малоэтажный жилой комплекс «Балканы», строящийся на Левом берегу Дона рядом с коттеджным поселком «Солнечный».
ЖК «Манхэттен» — принципиально иной продукт. Благодаря ему на рынке недвижимости Ростова появился новый тип жилья — квартиры в «небоскребе», стоящем в роще. Будет ли гармонировать напичканная различными техническими опциями высотка с «девственной природой» — вопрос философский.
Одна из главных проблем, с которой уже столкнулась АДДК, — людское свинство. Те самые природные ценности, которыми застройщик планирует привлечь к «Манхэттену» состоятельных покупателей: шумящая в нескольких метрах от жилого комплекса роща и расположенный в нескольких десятках метров пруд с дикими утками — регулярно загаживаются мусором. Между тем в силу географического местоположения никаких особых рукотворных достопримечательностей здесь нет. Строящийся объект расположен за ростовским аэропортом, в конце одной из крупнейших транспортных магистралей, часто задыхающейся в автомобильных пробках, — на Шолохова, 211/1.
Перечисляя набор характеристик, которыми должно располагать жилье бизнес-класса, напомним о 15-минутной транспортной доступности до центра города. Глядя же на парализованную в заторах Большую Садовую и другие лежащие в восточном направлении транспортные магистрали Ростова, можно сразу предположить, что в часы пик такой возможности у жильцов «Манхэттена» не будет.
Вообще, сам выбор адреса нового и, судя по замыслу, престижного жилого комплекса по соседству с аэропортом — весьма нестандартное и противоречивое решение.
Под крылом самолета
Как известно, старый ростовский аэровокзал является исторической головной болью южной столицы, ведь летать над жильем нельзя. Намеченный еще прежним генеральным планом Ростова грандиозный переезд по-прежнему находится под вопросом. Учитывая упрямство Ивана Саввиди и его разногласия с нынешней региональной властью, пока в принципе невозможно предугадать: то ли в дальнейшем новый аэропорт в Аксайском районе станет альтернативой старому, то ли Ростов будут обслуживать сразу два аэровокзала.
А значит, на подобном участке земли до поры до времени не совсем уместно строить дорогое жилье, равно как и любое жилье в принципе. Особенно если учесть, что наши самолеты рушатся вниз слишком уж часто. В связи с этим у особо впечатлительных могут возникнуть ассоциации с крушением башен-близнецов, которые стояли именно в американском Манхэттене — густонаселенном районе из небоскребов.
Однако любовь к истине требует признать: именно из-за наличия ростовского аэровокзала прилегающие земли все еще остаются заброшенными. Это во многом объясняет, почему красивый пруд до сих пор не превращен в привокзальную Темерничку и, более того, в нем живут утки. Конечно, экологически чистая земля отнюдь не обязательно должна быть не тронутой цивилизацией. Но ведь как раз так оно обычно у нас и бывает.
Что впереди?
Рано или поздно, правдами-неправдами старый аэропорт выселят из Ростова, после чего на здешних землях у города возникнет новый район, подобно району Левенцовскому. И есть веские основания предполагать, что и наш восточный массив на месте аэропорта превратится в каменные джунгли, подобно административному центру Ростова, из которого ныне АДДК и переманивает на пустынную периферию покупателей недвижимости.
Одна из сильных сторон малоэтажных слабоурбанизированных комплексов не только в чистой экологии, но и в достаточно обширном участке огороженной земли. Состоящий из нескольких многоэтажек «Манхэттен» изначально предполагает повышенную плотность застройки. Таким образом, у него не будет внушительного земельного участка земли, а рощу и пруд с утками не приватизируешь.
При этом высокая плотность застройки подразумевает и перенаселенность жильцами. А следовательно, легко прогнозируется появление различных вандалов. Причем, по теории вероятности и закону пропорций, их может быть несколько больше, чем в малоэтажных экологичных комплексах.
Впрочем, не будем забывать: «Манхэттен» — принципиально новый жилой комплекс, каких в Ростове-на-Дону еще не было. А посему самым объективным судьей проекту послужит время. И будем надеяться, что естественное развитие событий плюс успешные решения зодчих АДДК решат все противоречия, стоящие перед «Манхэттеном».
Олег ПЕТРУШИН,
фото автора