Стадион к чемпионату мира по футболу
2018 года нужен хотя бы для того, чтобы преобразить инфраструктуру Левого берега Дона. Из-за урезанного федерального финансирования объект будет скромным, но, как уверяют проектировщики, «высокотехнологичным».
Проект ростовского левобережного стадиона к чемпионату мира по футболу-2018 наполовину уже готов. Строящийся целиком за счет бюджетных средств спортивный комплекс будет одним из самых маленьких и одним из самых дешевых — в сравнении с объектами аналогичного уровня. Стоимость работ оценивается в 12–14 миллиардов рублей.
Такие данные были обнародованы сегодня в информагентстве «Интерфакс-Юг» двумя замами губернатора и представителями проектной организации. Полностью завершить проект планируется к октябрю нынешнего года.
Основная причина экономии на стадионе, надо думать, проистекает из резко заниженного федерального финансирования. Если в прежние годы речь шла о том, что регионам, участвующим в чемпионате мира по футболу-2018, выделят более 660 миллиардов рублей, то теперь Москва взялась выдать провинциям лишь 340 миллиардов. В свете уже выявившегося подвоха «федералов» вполне объяснимо встречное стремление регионов экономить на всем и вся, в том числе и на самом главном объекте грядущего торжества — стадионе. Главный принцип в ходе его строительства заключается в минимизации затрат.
— Стадион будет вмещать 45 тысяч болельщиков, — сообщил генеральный директор федерального предприятия «Спорт-Ин» Александр Васюков. — Этот минимум, требуемый ФИФА (международной федерацией по футболу. — Авт.). Строить стадионы на большее количество зрителей можно, но не обязательно. Смета на строительство стадиона ограничена, а хотелось бы идти впереди всей планеты. Но объект все равно будет уникальным и высокотехнологичным.
Проектирует ростовский стадион компания «ИНТЭКС», которую рекомендовал регионам сам президент РФ Владимир Путин. Фирма уже участвовала в проектировании казанского стадиона — и тоже к мундиалю-2018, сумев снизить стоимость объекта до 311 тысяч рублей за одно зрительское место при средней стоимости по стране в 400–500 тысяч.
По словам проектировщиков, их отношения с донскими чиновниками складываются весьма не гладко: первые разработки документации не были приняты с первого раза. Требования весьма жесткие.
Вообще, разрабатывать проект стадиона в Ростове в чем-то просто, а в чем-то и, наоборот, сложно. С одной стороны на Левом берегу напрочь отсутствуют коммуникации. С другой — спортивный объект не окружен уже сформировавшейся застройкой, здесь есть место полету фантазии. Уже решено: чаша стадиона разместится на зеленом холме. Мерцающая облицовка фасадов напомнит зрителям об искрящемся солнце Дона. А летящие над стадионом «крылья» кровельных конструкций своими изгибами должны вызывать ассоциации и с рекой, и с небом, и с облаками.
— Левый берег Дона — сложная территория, здесь затапливаемая пойма. Но мы через эти трудности уже прошли в Казани, — рассказал генеральный директор «ИНТЭКСа» Алексей Супрунов. — Есть сложности по срокам работ, но мы пройдем и через это. Основная концепция стадиона заключается в том, что он станет центром обустроенной спортивно-рекреационной зоны Ростова.
Вообще, вопрос, что же делать со стадионом после мундиаля, пока остается открытым. Проектировщики не могут дать полноценного ответа, поскольку эта задача только решается. А тем временем от многих ростовчан исходит по-обывательски пессимистичный прогноз: кто же в такую глушь поедет.
В свою очередь отметим, что проектируемый стадион является лишь маленькой частью инфраструктуры, которую планируется возвести к грядущему чемпионату мира. Стоимость строительства одной инженерии на Левом берегу оценивается вдвое больше, чем сам стадион, но проходящие под землей водопроводно-канализационные трубы не столь романтичны.
Иными словами, логика проектировщиков и властей отталкивается от обратного: стадион нужен, чтобы преобразить Левбердон. После мундиаля спортивный объект будет находиться совершенно в иной инфраструктурной среде и обслуживать не только мегаполис, но и Батайск, входящий в структуру Большого Ростова.
— Стадион даст развитие Левбердону, в том числе и уже существующей спортивной инфраструктуре — расположенному по соседству Гребному каналу, — заявил заместитель губернатора Ростовской области Сергей Трифонов. — Чтобы он окупался, необходимо ежегодно проводить не менее 70–80 спортивных событий при заполняемости на 50–60%. Наша идея — организовывать здесь не только футбольные матчи, но и концерты, выставки, вплоть до собраний жителей города.
Для извлечения дополнительных доходов у стадиона будут различные коммерческие объекты общей площадью 10 тысяч кв. метров. Как исключительно футбольный объект стадион явно не будет популярен — даже если удастся успешно раскрутить Левбердон, превратив его в популярную городскую зону. Нынешняя заполняемость стадиона «Олимп» в ходе игр футбольного клуба «Ростов» составляет всего 13–14 тысяч болельщиков. Уже решено: после мундиаля десять тысяч мест построенного на Левом берегу 45-тысячника будут демонтированы — за ненадобностью.
Чиновники и проектировщики досконально изучают опыт стадиона «Донбасс-Арена», построенного в соседствующей с нами Украине к одному из мировых чемпионатов. Этот спортивный объект успешно окупается, но, в отличие от Ростовской области, там функционирует 52 тысячи мест, а не 35 тысяч, как у нас запланировано. При его строительстве столь сильно не экономили.
— У вас есть на выбор два варианта: построить скромный стадион, который будет просто отвечать наши требованиям, но не принесет прибыли, или возвести дорогой уникальный объект, — так сформулировал суть этой альтернативы заместитель начальника отдела корпоративных коммуникаций и общественных связей ФИФА Александр Кох во время своего посещения Ростова. — Как показала практика, приносят отдачу только уникальные стадионы. Но первоначальный экономический эффект всегда оказывается отрицательным.
— «Донбасс-Арену» строил частный инвестор, а не государство, — прокомментировал ситуацию заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. — Но и у нее хватает своих проблем, здесь тоже все отнюдь не идеально. И думаю, нам стоит прежде всего рекламировать самих себя, а не ругать, ставя в пример другие страны.
Впрочем, пока что ни хвалить, ни ругать ростовский стадион у нас нет повода. Поскольку он существует лишь на бумаге, и то — на 50%.
Олег ПЕТРУШИН,
фото автора
КСТАТИ
Самая крупная составляющая в подготовке чемпионата мира 2018 года — это дорожное строительство. В Ростове намечено строительство многочисленных дорог и транспортных развязок, которые призваны спасти город от автомобильного коллапса.
В ближайшие годы в столице ЮФО должны появиться следующие объекты дорожной инфраструктуры:
- новая 7-километровая магистральная улица от ул. Шоссейной до Западного объезда;
- 3-километровая улица от нового стадиона до ул. Левобережной;
- реконструкция Южного подъезда к Ростову;
- строительство развязки на Северном подъезде со стороны Новочеркасска;
- реконструкция Орбитальной.
Дорожная сеть к мундиалю — это самое затратное направление. Общая сумма работ оценивается в 55 миллиардов рублей.
В ходе строительства новых трасс будут обкатаны новые технологии. Одна из них — это применение различных модификаторов, добавляемых в битум, что значительно повышает стойкость асфальтобетона к растрескиванию в широком диапазоне температур. Модифицированный битум продлевает время жизни и активной эксплуатации дорожного покрытия с пяти до девяти лет.