Когда император Диоклетиан, живший и правивший до нашей эры, оставил трон и отправился в свое имение выращивать капусту, римские граждане испытали шок. Разве нормальный человек отказывается от власти и богатства?
Прошли тысячелетия, но, в сущности, ничего не изменилось, и сейчас большинство людей удивляются, когда успешные топ-менеджеры бросают престижную работу и отказываются от благ, дарованных высоким социальным статусом.
Но ничего удивительного тут нет. Эти люди просто выбрали жизнь дауншифтеров.
Немного истории
«Дауншифтинг» в переводе с английского — переход с высокооплачиваемой, но связанной с чрезмерным стрессом, нагрузками и отнимающей все свободное время работы на более спокойную, хотя и низкооплачиваемую по сравнению с прежней.
Подобные явления уже существовали в мировой истории. Первый массовый отказ людей от идеологии карьеризма и больших денег произошел в 1960-е годы, когда в умах молодежи господствовала идеология хиппи. Они призывали отказаться от всего материального, от общества потребления и соединиться с природой. Потребность в труде, конечно же, отпадала.
Но на смену хиппи очень быстро пришло поколение яппи, поколение молодых карьеристов и трудоголиков, с диаметрально противоположным взглядом на мир. Такая быстрая, в рамках одного поколения, смена идеологии была закономерной: хиппи отрицали сам социум, а жизнь вне человеческого общества обречена.
Современные поколение отказников от выматывающего труда не отрекаются от общества, не ломают его законы, не противопоставляют себя социуму. По большому счету, дауншифтинг — это идеология индивидуальностей. Блоги русского сектора интернет-пространства полны историями людей, добившихся определенного статуса, материального положения и на пике карьеры «выбывших из игры». И за каждым дауншифтером — своя история, свои причины.
Дауншифтинг по плану
Например, Александр, успешный предприниматель, живет в небольшом городке Ростовской области и каждый день по делам бизнеса ездит в Ростов, тратя при этом большое количество времени на дорогу. Почему бы ему не переехать в столицу области?
— Все очень просто: сейчас я готовлю почву, материальную базу для своего выхода из бизнеса. За пятнадцать лет упорного труда я заработал достаточно, чтобы позволить себе удалиться от дел и спокойно растить детей. А для этого наш маленький городок подходит лучше, чем шумный мегаполис.
Александр — яркий пример «планового» дауншифтинга. Такие люди, понимая, что несут ответственность не только за себя, но и за своих детей, стараются не менять материальное положение кардинально, впадая в нищету. И разделяют свою жизнь на «период работы» и «период отдыха». Своеобразный уход на пенсию, только намного раньше.
Мамы возвращаются домой
Вероника, главный бухгалтер крупного строительного холдинга, в прошлом году отметила свой тридцать пятый день рождения и уволилась с работы.
— В какой-то момент я начала понимать, что просто не успеваю жить. Забыла, когда сама укладывала своего ребенка спать, сама готовила ужин мужу. Зарабатывала я очень хорошо, но большая часть доходов уходила на представительские расходы: обеды в дорогих ресторанах, деловые костюмы известных марок, а еще на няню и домработницу. В какой-то момент я все бросила, и теперь я счастливая домохозяйка, занимаюсь детьми, увлеклась фотографией.
Кстати, женщины часто становятся героями историй о дауншифтинге. Они отказываются от карьерных амбиций ради «полноценной семьи и здоровых детей».
И хлебом единым сыт человек
Еще одним важным (пожалуй, даже самым важным) элементом понятия дауншифтинга является отказ от идеологии потребительского капитализма. Набор товаров потребления, навязываемых абсолютно не нужных нам вещей и услуг так велик, что, сколько бы человек ни зарабатывал, его денег все равно не будет хватать.
И вот уже он тратит свои нервы и силы на ниве корпоративного труда, чтобы купить очередную машину, вещь от модного дизайнера, современную модель телефона. Причем чем больший стресс испытывает человек на работе, тем сильнее его тянет сбросить этот стресс, поддавшись мании шопинга развлечений, которыми так богат большой город. А главным условием и принципом дауншифтинга выступает выход из замкнутого круга «зарабатывания-и-потребления».
Многие специалисты кадровых служб утверждают, что в России оплата труда еще не настолько велика, чтобы отказ от карьеры с понижением материального положения приобрели массовый характер. Но в российской истории существует масса тому опровержений. Вспомнить хотя бы поколение «дворников и сторожей». Да и сейчас тенденция существует.
Дело для души
И показателем тут является достаточно большое количество молодых людей до 25 лет, выбравших одно из направлений дауншифтинга. А именно — не отказываться от карьеры потом, когда все надоест, а сейчас, не опираясь на требования рынка, заниматься любимым делом.
Михаил, двадцатипятилетний web-дизайнер, официально не трудоустроен:
— Еще будучи студентом, я подрабатывал, но занимался совершенно неинтересным для меня делом, работал только ради заработка. И очень быстро понял, что не хочу так жить. Сейчас я «свободный художник», берусь только за те проекты, которые мне интересны, и оставляю много времени для себя. Конечно, у меня нет машины, я не хожу в модные клубы и не пью дорогой алкоголь. Но я проживаю каждый свой день поминутно, никуда не спешу и не теряю драгоценного времени на нервотрепку и стрессы. И мне не нужно расслабляться с помощью внешних атрибутов, я получаю удовольствие от простого присутствия в этом мире.
Можно долго спорить, являются ли дауншифтеры эгоистами, городскими сумасшедшими, инфантильными людьми, не сумевшими повзрослеть и принять суровую правду жизни. Но одно останется очевидным — их все больше, и, похоже, они счастливее нас, безумных карьеристов.
Виктория КУТУЗОВА
Читайте также: