Ростов наконец определился с точным местом прописки будущего памятника писателю Чехову — улица Пушкинская, бывшая пивная палатка.
29 января этого года самому знаменитому Водолею России исполняется 150. Искренняя любовь соотечественников к Антону Павловичу сольется с официальными торжествами в его честь. Установка юбилейной скульптуры на Пушкинском бульваре южной столицы призвана примирить формалистов с неформалами.
Начиная с апреля 2008 года версии городских властей относительно того, где уместнее всего находиться бронзовому Чехову, менялись неоднократно. Как варианты назывались площадка перед Донской публичной библиотекой, перекресток Садовой и Буденновского — бывшего Таганрогского — проспекта, а также отрезок улицы Станиславского между Газетным и Семашко, где расположен памятник федерального значения — дом Максимова.
В последнем здании писатель во время своих визитов в Ростов бывал не единожды, поэтому, казалось бы, поместить монумент именно здесь было бы вполне логично. Однако дело осложнилось тем, что один из последних собственников жилья обезобразил архитектурный комплекс пристройкой шестиэтажного «гиперларька» из стекла и бетона. Тем самым был ограничен даже простой доступ к дому, не то что обзорная площадка для предполагаемого памятника.
Лед тронулся летом 2008-го, когда решением ростовской мэрии скульптурному изображению писателя было отведено место на пересечении «самых литературных» улиц города-купца — Пушкинской и Чехова. До «круглой даты» оставалось более полутора лет, а макет бронзового памятника работы известного ростовского скульптора Анатолия Скнарина был уже готов.
НАША СПРАВКА
Анатолий СКНАРИН — заслуженный художник Российской Федерации, скульптор. Родился в 1940 году в Ростове. В 1967 г. окончил Московский государственный институт
им. Сурикова. Член Союза художников, участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Aвтор известных скульптур: памятник Пушкину в Германии, «Тачанка», «Преемственность поколений», «Ростовчанка», «Шары на Пушкинской», бюст Суворова, 10 изваяний на здании ростовской мэрии, «Гигиея — богиня врачевания», конный памятник Платову в Новочеркасске.
Задумчивый Чехов в костюме-тройке и пенсне опирается на невысокие перила, глядя в одному ему ведомую даль. Хочется верить, что Антону Павловичу на Пушкинской повезет больше, чем другим работам ваятеля, — благодаря стараниям охотников за цветными металлами «Бронзовые шары» на той же самой аллее уже лишились однажды фигур Ленского и Татьяны.
— Надеюсь, варварам мой Чехов окажется не по зубам, — говорит Анатолий Андреевич. — Все-таки скульптура высотой в два с половиной метра плюс трехметровый пьедестал — слишком серьезное препятствие даже для опытных ворюг. К тому же я очень рассчитываю, что ростовские власти поспособствуют грамотной установке системы видеонаблюдения. Тогда памятник будет под надежной защитой.
Криминальные хроники
С охраной памятников в стране дела обстоят из рук вон плохо. О том, сколько металлических табличек скручено на российских кладбищах, уже никто и не вспоминает, ибо счету это не поддается. Но аппетит вандалов простирается и на произведения искусства.
Примеров — тьма. Пару лет назад, не рассчитав свои силы, пятигорские разбойники срезали автогеном бронзовую фигуру Кисы Воробьянинова, оставив на постаменте только его шляпу, сапоги и чемодан. Предводитель дворянства и отец русской демократии весил ни много ни мало 300 килограммов, поэтому далеко унести его «пильщики» не смогли — бросили в нескольких метрах от места преступления.
Чуть позже московские воры умыкнули часть единственного в мире памятника сырку «Дружба». Позднее сырок нашли дворники во время уборки снега у соседнего здания и вернули на место.
Активно воруют монументы и на вольном Дону — отнюдь не из любви к искусству. Ростовчанам памятна история со скульптурой Нахаленка, унесенной прохиндеями в холщовом мешке прямо с многострадальной Пушкинской. В данном случае юные преступники — два школьника и учащийся ПТУ — отнеслись к украденной фигурке не как к рядовому лому. Они имели твердое намерение «толкнуть» работу скульптора Можайского какому-нибудь богатенькому ценителю красоты, дабы украсил ею свою дачку. Однако бизнесменов опередили оперативники, найдя запеленутого в грязную рогожку бронзового мальчика на парамоновских складах.
Что касается скульптора Скнарина, ему к вандализму «металлистов» не привыкать. Первыми жертвами стали знаменитые шары — вариации на тему «Евгения Онегина»: они были сначала разрушены и испорчены безвкусицей и эклектикой — впритык расположенными гипсовыми вазами, а потом еще и «потеряли» фигуры героев.
Затем осенью позапрошлого года к списку потерь присоединились «батайские» Ромео и Джульетта. Скульптор подарил эту композицию нашим ближайшим соседям ко Дню города, но на следующую же ночь после открытия памятника неизвестные варвары отломали и унесли бронзовую розу, которую влюбленный юноша протягивал предмету своего обожания.
Новый памятник Чехову снова будет из бронзы. Будем надеяться, недосягаемой для отморозков всех мастей. За компанию привалило счастья и Пушкину: накануне юбилея Антона Павловича город наконец решился «навести порядок» на своем главном бульваре и вернуть Татьяну с Ленским на их законные места. Тем более что «дубликаты» литературных героев уже очень давно пылятся в мастерской Скнарина.
Чем больше, тем лучше
Памятник юбиляру почти совсем готов — последние работы ведутся в литейной мастерской Валерия Тарасенко, из которой выходили и другие известные скульптуры Анатолия Скнарина. Напротив будущей «дислокации» бронзового Чехова в недалеком будущем собираются посадить… вишневый сад. Громко сказано, конечно, но нынешней весной несколько фруктовых деревец будут вкопаны для нужного колорита в грунт Пушкинского бульвара. Что само по себе очень хорошо.
Конечно, того вишневого сада, по которому Антон Павлович тосковал не меньше своей героини Раневской, в России давно нет и не будет. И на место деловитого, но умеющего тонко чувствовать купца Лопахина пришли совсем другие персонажи. Но факт остается фактом: писатель и врач Чехов посадил за свою жизнь огромное количество деревьев и цветов. Пока его герои предавались унынию и меланхолии, человек, который «по капле выдавливал из себя раба», выращивал свой сад.
29 января на Пушкинской будет людно. Местные власти и начальство из Москвы откроют памятник, возведенный лишь частично на средства Фонда культуры, а в основном — на деньги современных Мамонтовых и Морозовых, то есть не чуждых прекрасному спонсоров и меценатов.
И все-таки наиболее пикантным моментом всей истории является историческая «предшественница» будущего памятника — пивная палатка. Ее-то и пришлось снести, демонтировав при этом кирпичный забор, чтобы расчистить пространство для классика.
— Сначала градостроительный совет Ростова рассматривал как площадку для Чехова место напротив, то есть кафе «Итальянский квартал», — сообщил председатель Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин. — Однако в этом случае пришлось бы не только убирать заведение, но и ликвидировать зелень вокруг. Поэтому мы отмели этот вариант.
Вот так пивная и стала жертвой «культурной революции». Как отнесся бы к этому факту сам Антон Павлович, сказать со всей определенностью трудно. Пиво в его творчестве упоминается, но без особого восторга.
Так, в повести «Дуэль» деятельный биолог фон Корен клеймит бесхребетного интеллигента Лаевского за то, что тот, приехав на Кавказ, научил местное население «пить пиво и играть в карты». А в чудной ранней миниатюрке Антоши Чехонте «Свидание хотя и состоялось, но…» влюбленный студент выпивает перед рандеву четыре бутылки этого хмельного напитка, теряет голову, несет полную чушь и безнадежно портит отношения с девушкой Сонечкой.
На следующий день бедолага получает от нее прощальную записку: «Пиво пить приятнее, чем любить, а потому пейте пиво. Не хочу вам мешать». Заметим, это сказала в сердцах зеленая гимназистка, а не сам автор, совершенно не склонный к морализаторству.
Как бы там ни было, пивных в Ростове хватает, а вот памятников Чехову — совсем наоборот. Поэтому решение властей вполне справедливо. Впрочем, председатель ВООПИиК смотрит в будущее и видит в нем новые перспективы — и для чеховедов, и для пиволюбов.
— Место для памятника выбрано просто идеальное — открытый простор и великолепный обзор, — поделился соображениями Александр Олегович. — А пивнушка эта не стоила и доброго слова. Со временем, надеюсь, тут откроется цивильное кафе «У Чехова». И пиво здесь будет пить гораздо приятнее.
Напоследок Кожин произнес экспромтом рожденный афоризм: «Чем чаще интеллигентные люди будут собираться вместе и пить, тем больше появится в городе интеллигентных мест». Спорно, но интересно.
КСТАТИ
Серьезные памятники Чехову установлены в Москве, Таганроге, Ялте, Красноярске, Южно-Сахалинске, в подмосковных Истре и Мелихово. Самый смешной принадлежит томскому скульптору Леонтию Усову — «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и ни разу не читавшего Каштанки».
Поговаривают, что таким образом томичи рассчитались за нелестную оценку, которую в свое время классик, направляясь на остров Сахалин, дал их городу в своем дневнике:
«Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город, и люди здесь прескучнейшие. Город нетрезвый. Красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское… Грязь невылазная, но возникают и зачатки цивилизации — на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла ее о зад. Замечателен сей город тем, что губернаторы здесь мрут, словно мухи. Обеды здесь отменные, в отличие от женщин, жестких на ощупь».
Между прочим, памятник Усов установил на собранные по копеечке народные деньги. Видно, совсем нет у томичей чувства юмора. А что из этого следует? Чехова надо читать.
Ирина РОДИНА
См. также:
Скажите, а что на всамом деле помешало открыть памятник на месте пивнушки? Почему он стоит рядом с итальянским кварталом? Не потому ли, что будут строить ООО “Сигма-Строй” 16-ти этажный дом, нарушая нормативы градостроительного проэктирования? И ради этого можно даже Чехова подвинуть?
Интересный вопрос, Елена Николаевна!
У Вас есть какая-то информация о строительстве 16-этажки в центре города? И это при утвержденном-то генплане?
Со своей стороны постараемся в ближайшее время получить достоверный ответ, почему Антона Павловича в последний момент решили “подвинуть”.
Уважаемая Елена Николаевна!
Мы вновь связались с автором памятника А. П. Чехову ростовским скульптором Анатолием Скнариным. Как рассказал Анатолий Андреевич, нынешнее место памятника является оптимальным и наиболее выигрышным с точки зрения обзора. Если бы скульптуру расположили на месте бывшей пивной, фасады зданий “поглотили” бы ее и нарушили зрительское восприятие. На этом участке наиболее целесообразно разбить “вишневый сад” – по утверждению Скнарина, это планируется сделать грядущим летом.
Одновременно “Ростов-Дом” обратился и к председателю общества охраны памятников истории и культуры Ростовской области Александру Кожину. По его словам, в прежние годы данный участок действительно предполагалось отдать под высотную застройку. Но после принятия генерального плана Ростова, а также ряда других градостроительных документов Пушкинская попала в разряд “архитектурных заповедников”. Теперь на всей улице действуют жесткие ограничения: здесь можно строить дома не выше пяти-шести этажей.
Большое спасибо за ответ и внимание к вопросу! Да, такая иформация у меня есть. Постановление Мэра города от 22.02.2007г. №155 о предоставлении ООО “Сигма-Строй” для строительства многоэтажного жилого дома с объектами общественного назначения (? не понятно каких) и подземной автостоянкой. Идут судебные процессы в Кировском суде о моем выселении, причем за мизерные деньги и без предоставления другого жилья. Я не хочу уезжать с этого святого места, и дом у меня не аварийный, крепкий 2х этажный. Помогите, пожалуйста, разобратся в этом вопросе.
Елена Николаевна,
сообщите, пожалуйста, Ваш контактный номер телефона по адресу: rostov-dom@list.ru