Экологическая экспертиза не нашла доказательств неблагоприятного воздействия на окружающую среду подземного хранилища радиоактивных отходов, эксплуатируемого в северном пригороде Ростова — поселке Большие Салы. Об этом сообщил директор филиала «Южный территориальный округ» «РосРАО» (подразделения «Росатома») Николай Мельников на круглом столе в ростовском пресс-центре «МедиаС».
Старую ядерную свалку ввели в эксплуатацию еще в 1962 году. Теперь же, вместо того чтобы вывезти весь этот радиоактивный хлам вывезти куда подальше, Южный филиал «РосРАО» намерен построить наземную очередь хранилища — для извлечения старых отходов с их последующим захоронением в местах для специальных могильников. Одновременно планируется пополнять свежим атомным мусором расширившиеся площади, что происходит и уже в настоящее время: хранилище прирастает новым мусором.
— Когда мы узнали о строительстве этого хранилища, то просто пришли в ужас, — рассказала депутат большесальского сельского поселения Мария Хазизян. — Инициативная группа жителей, кроме того, направляла многочисленные обращения в региональные органы власти, прокуратуру, а также письмо президенту РФ с просьбой рассмотреть вопрос о переносе места строительства хранилища на территорию с меньшей плотностью населения. Под открытым письмом свои подписи поставили более тысячи человек. На данный момент это обращение было передано для рассмотрения в Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство.
Помимо жильцов соседствующих поселений Большие Салы и Щепкино, против проекта поднимается весь Ростов, поскольку хранилище расположено в 10 километрах под мегаполисом. В силу злой иронии судьбы еще накануне принятия генерального плана Ростова Щепкинское сельское поселение собирались трансформировать в малоэтажный экологически чистый пригород столицы ЮФО. Теперь же заявленная атомщиками свалка стала на пути предусмотренной местным генпланом дальнейшей застройки населенных пунктов «Элитный» и «Возрождение».
Формирование первого уровня Ростовской агломерации привело к строительству коттеджных поселков под Ростовом-на-Дону. Но, как оказалось, у атомщиков иные виды на наши северные окраины. Главным критерием выбора месторасположения новой ядерной свалки послужило наличие крупного города по соседству.
— Радиоактивные отходы — неотъемлемый продукт жизнедеятельности, поскольку радиоактивные вещества используются в медицине, при добыче полезных ископаемых и других сферах, — заявил Николай Мельников. — Их нужно хранить цивилизованно.
От существующего хранилища Мельников не видит вреда. По его словам, уровень радиации рядом со свалкой не превышает 20 микроретнген в час, что соответствует норме. Директор подразделения не воспринимает всерьез заявления местных жителей о крайне высокой заболеваемости онкологией, отмечая, что чувствует себя хорошо, проработав долгие годы на атомном объекте.
Ситуация зашла в тупик: атомщики говорят «белое», местные граждане — «черное».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Говорят Большие Салы
(из стенограммы общественных слушаний)
« Ну, хорошо, атомную электростанцию мы разрешили. А электричество в восемь раз подорожало. Опять обман. Нас считают просто слабоумными».
«Я сам медицинский работник, врач высшей категории. И я сегодня говорю: слушайте, опасность есть! Опасность серьезная! Примите к сведению статистику: на учете у онколога у нас состоит 687 человек, вырос уровень смертности. Пусть этот могильник уберут в трехмесячный срок».
«Каждый день они будут вынимать эти отходы, пойдет радиоактивная пыль. Атом есть атом. Почему мы должны это терпеть? Здесь крутятся большие деньги».
«Я много лет работал руководителем колхоза, на землях которого находится «могильник», и хочу привести пример из своей практики. Колхозное стадо молодняка мы пасли от его непосредственной близости. Животные не набирали вес, у них начал выпадать волосяной покров. Перевели молодняк на другие пастбища, расположенные в пойме реки Тузлов, и все пошло на поправку».
«Я вчера проезжал мимо хранилища, и у меня до сих пор головные боли».
«У нас умирают от раковых заболеваний, у детей участились заболевания простудные. Я хочу, чтобы мои дочки рожали здоровых детей».
«Чем вы объясните, что у нас почти в каждом доме похоронили людей от раковых заболеваний?»
Нельзя у нас купить дом в коттеджном поселке и думать, что живешь, как в цивилизованном обществе. Как я уже писал в своем комментарии к статье “Загородная жизнь под Ростовом: портрет явления”, наше государство везде достанет.
Думаать – можно. Но жить – нельзя.
Афористично! Браво, Управдом!
Нормативный уровень радиации 10-20 мкр/час
А там 20 – то есть предел
Вред от могильника есть. уже есть и будет больше с каждым годом. по крайней мере вред моральный. Люди, местные жители и горожане, с каждым подобным актом властей считают себя более и более ущербными. Они все сильнее чувствуют свою никчемность в государстве. Мы с каждым днем убеждаемся в том, что это самое “государство” противостоит нам, его хозяевам. Год назад на гражданском форуме Ростовской области звучали слова о составных частях нашего государства. Оказывается в первую очередь это Бизнес. Помогает ему хозяйствовать – Власть. Есть, все таки, и третья составляющая – рядовые граждане.
На первый взгляд – противостояние. И противостояние законное. Ведь все законы пишут под диктовку власти, Власти в распоряжение возможность особого бизнеса – депутатства. И нет кажется выхода из этого порочного круга!
Ан, нет! Есть выход и законный!
Это территориальное общественное самоуправление.
Это то звено муниципальной власти о котором все как-то забыли…. О нем забыли, думается, совершенно… специально. Ведь именно это звено власти осуществляет представление интересов населения перед органами власти. Представление и защиту!!!
Ни одно из подразделений государства или общественных организаций не могут сделать это. Читайте закон 131 “О местном самоуправлении”
Мой совет жителям Больших Салов и Щепкина. Воссоздавайте Совет территориального общественного самоуправления и, выражая волю населения, запрещайте все работы на могильнике!
Это Ваша земля!
Дорогие авторы материала, было бы очень здорово, если бы вы не использовали в тексте термины “ядерный” и “радиоактивный” в качестве синонимов…
Замечание от Виктории сделано не в тему. Согласно российскому «Закону об использовании атомной энергии» (от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ), радиоактивные отходы (РАО) – это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.
Отходы образуются на всех стадиях работы предприятий атомной отрасли: при добыче урана, на заводах, производящих из урана ядерное топливо для атомных электростанций (АЭС), при нормальной работе АЭС, при демонтаже АЭС, выработавших свой ресурс. Отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) большинства реакторов не перерабатывается, и поэтому его возможно относить к радиоактивным отходам.
Тяжело, когда в армии генералы не вояки, а штабные крысы.
Но когда на атомных объектах работают малограмотные девочки-мальчики да еще и с малограмотными амбициями становится просто КОШМАР.
Вы там сами хоть знаете с чем имеете дело? Вы нас на тот свет сдуру нас не оправите как в Чернобыле?
Автору не нужно знать тонкостей. Автор лишь обознаяает проблему. Вон Атаманенко книги о ЖКХ выпускает и утверждает в них что председатель ТСЖ должностное лтцо. И ничего администрация за это ему еще и транши дает.
“Не бейте тапера, он играет как может”.
Угу, давайте ничего не будем предпринимать, старое хранилище развалиться со временем и тогда с экологией гарантированно возникнут проблемы… А Татьяна говорит о “нормативном уровне радиации”, такого термина не существует. К примеру, в Питере с его гранитными набережными выше 25 и живут не кашляют!
Зарождение жизни на земле и ее последующая эволюция проходили в условиях постоянного воздействия радиации. И сегодня, хотим мы этого или нет, но ежедневно подвергаемся радиоактивному излучению, которое создается естественными радиоактивными веществами, попадающими внутрь нашего организма с продуктами питания, водой и воздухом, а также внешними источниками радиации – такими как космические лучи и природные радионуклиды. Сюда же надо отнести облучение при различных медицинских процедурах, которое, кстати, намного превышает облучение от естественных источников радиации.
http://www.kr-news.ru/articles/45653-neobratimaya-reakciya
“Несмотря на активные протесты жителей, проект южного филиала «РосРАО» прошёл экологическую и государственную экспертизу…”
” Глава южного филиала «РосРАО» Николай Мельников сообщил информагентству РБК.Юг, что проект нового хранилища одобрила и экологическая, и государственная экспертиза. Так что до возведения ангара осталось примерно три месяца – именно столько потребуется времени, чтобы Росатом выдал южному отделению «РосРАО» лицензию на строительство…Тем временем «обеспокоенная общественность» Мясниковского района собрала тысячу подписей под обращением к В.В. Путину. Из администрации президента ответили, что письмо получено и передано в правительство Ростовской области…
…Однако у главы НО РАО Юрия Полякова другое мнение на этот счёт. «Отходы третьего и четвертого классов в связи с большими объёмами их образования предпочтительнее изолировать в максимально возможном приближении к местам их образования, исключая необходимость их перевозки по территории России», – заявил он в интервью на сайте «Российского атомного общества». Получается, не только складировать, но и хоронить отходы вблизи городов «предпочтительнее».
И куда бы свалить из Щепкино, чтобы не облучиться и не стать лысым как те коровы?
А чего молчит руковождство области? Взяли бы и построили в районе Салов городок для госслужащих и переехали бы туда жить.
Вот и доказали бы безопасность хранидища.
А места там прекрасные и от города не далеко.
Нас за скот держат в стойле . А опасность куда ближе . в Ростове к примеру .есть бывший шиферный завод . Территория Донского янтаря . примыкает к нему . там бассейн открытый . в него сливали отходы шиферного пр-ва ( они после самотёком в Дон стекали) счас туда скидывают отходы масло пр-ва . Так вот там сейчас 70 !!!! СЕМЬДЕСЯТ !!!! мкр -ч это то почти в центре города .