Вместо строительства бесплатного жилья для бедных, как в других государствах.
Похоже, ростовские власти попутали коммерческое арендное жилье и социальное. Вчера в столице ЮФО чиновниками принято решение начать строительство первого доходного дома, предназначенного для сдачи в аренду под постоянное проживание. Его принципиальное отличие от социального жилья для бедных, которое в городе также не строят, в том, что аренда в доходном доме — это все же коммерческий найм по рыночным ценам.
По версии чиновников, их 12-этажный доходный дом, якобы первый в Ростове, будет построен в 2015 году в Левенцовском районе. На самом же деле в городе имеются и другие подобные объекты, хотя их считанные единицы. Например, в прежние годы в Ростове были построены доходные дома «Апартаменты на Пушкинской» (элитный) и «Апартаменты на Лермонтовской» (более демократичный), заключающие с клиентами договоры аренды до пяти лет. К тому же не будем забывать: у ростовчан, не имеющих квартир, в качестве альтернативы давно есть рынок арендного жилья, разбросанного в приватизированных кондоминиумах.
По заявлению мэра Ростова Михаила Чернышева на официальном сайте городской администрации, основные задачи строительства арендного жилья связаны с оказанием помощи ростовчанам, состоящим на квартирном учете. То есть людям, у которых не хватает собственных средств на покупку жилья и которые рассчитывают на помощь государства. При этом стоимость аренды одной комнаты в будущем доходном доме составит около 10 тысяч рублей в месяц.
Правда, арендная плата в таком жилье будет засчитываться и как погашение ипотечного кредита, выданного на приобретение недвижимости в арендном доме, — без первоначального взноса. Теоретически можно предположить, что вселившиеся сюда жильцы через десятилетия станут собственниками недвижимости. Но, разумеется, срок подобной «ипотеки» окажется значительно большим.
Признаться, на ростовском рынке арендных квартир можно подыскать недвижимость явно подешевле — особенно если вести речь об эконом-классе, расположенном не в центре, а в периферийных районах города. Как за счет такого жилья власти предполагают сократить 12-тысячную очередь горожан, стоящих на квартирном учете, не совсем ясно. Особенно если учесть, что в «первом» доходном доме будет всего 214 квартир.
Впрочем, городской бюджет рассчитывает на 30% дотировать свое детище, предоставляя соответствующую скидку проживающим здесь арендаторам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Однако арендная стоимость для жилья эконом-класса у чиновников получилась завышенной. 10 тысяч за комнату «на отшибе», а не в обжитых районах — слишком дорого для Ростова. Поэтому скорее всего дело кончится тем, что, проживая в дотируемом доме, арендаторы будут платить по реально существующим рыночным расценкам. Или по ценам, приближенным к рыночным.
Зачем все это нужно, например, малоимущим очередникам, нуждающимся в бесплатном социальном жилье, также не понятно. Равно как и откуда состоящие на квартирном учете горожане возьмут десятки тысяч рублей на аренду. Где новые муниципальные общежития, где новые ночлежки для бездомных, где новые муниципальные дома, предоставляющие жилье по социальному, а не по коммерческому найму? И чем занималась городская власть на протяжении десятилетий?
ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН
«Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Конституция РФ, ст. 40.
«К вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством».
Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ», ст. 16.
Рассуждая о преимуществах доходного дома, господа чиновники говорят о «цивилизованной» аренде. Но в этом случае они должны предоставлять жилье по социальным нормам. Иными словами, семья из нескольких человек не может ютиться в одной комнате — если рассуждать о цивилизованном сервисе. А располагающие подобными возможностями горожане прекрасно решат свой жилищный вопрос, вступив в ипотеку, не дожидаясь ни милостей от властей предержащих, ни окончания сроков строительства данного объекта.
В связи с этим весьма неубедительно звучит и еще одна версия чиновников о преимуществах их доходного дома, из которого не могут в любой момент выставить арендатора. Господа, за 15–20 тысяч рублей в месяц вполне реально найти приличную 2–3-комнатную арендную квартиру и обязать ее хозяина предоставлять качественный сервис. За подобными арендаторами бегают уже сами собственники жилья, а не наоборот.
Согласно официальным благоглупостям от властей, проект ростовского доходного дома станет пилотным для всей области, реализуемым во исполнение Указа президента РФ от 7 мая
2012 года «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
▪ Жильцы недавно рухнувшего дома по ул. Сеченова, 10, продолжают ютиться в развалинах, поскольку переселить их некуда. Вернее, по словам пострадавших, им предложили переехать в муниципальное гниющее общежитие на Горького, 270, которое пребывает в еще худшем состоянии. Дом на Сеченова признали аварийным жильем в 2009 году, а расселить их должны были еще в 2010-м…
▪ Ростовский юрист Александр Чакински подает в суд на ростовские власти (ДМИБ Железнодорожного района) по факту временного незаконного выселения чиновниками жительницы квартиры дома на Рабочей площади, 7. Суть инцидента в том, что его клиентка, проживавшая в неприватизированной квартире, в судебном порядке обязала чиновников отремонтировать жилье. По заявлению нанимательницы, на время ремонта ее вместе с матерью, инвалидом третьей группы, незаконно переселили в непригодное для проживания муниципальное общежитие. В результате мама вернулась в муниципальную квартиру уже инвалидом первой группы.
Олег ПЕТРУШИН