Празднование 264-летия со дня основания Ростова стартовало в минувшую субботу
с открытия памятника лучшему мэру Андрею Байкову. Трехметровая фигура градоначальника установлена рядом со зданием ростовской администрации
у входа в парк Горького.
Дважды возглавлявший наш город в 1862–69-м и 1884–89 годах Байков вне конкуренции по сравнению с другими местными политиками. Именно при его правлении у нас появились тротуары, дороги и мосты, водопровод и канализация, городской транспорт, ряд культурных, образовательных и медицинских учреждений. Иными словами, если до Андрея Байкова Ростов являлся «большой деревней», как его называли в позапрошлом веке, то после превратился в крупный передовой город.
С открытием памятника ростовчан поздравили мэр столицы ЮФО Михаил Чернышев и вице-губернатор области Сергей Горбань. Примечательно, что последний первым вышел к микрофону — то ли в силу чиновничьей субординации, то ли как прозрачный намек на близкие перемены в главном кабинете ростовской мэрии.
Можно по-разному относиться к фигуре Чернышева, равно как и к недавно переселившемуся на Дон вице-губернатору. Но на фоне «бессменного ростовского мэра», два десятилетия возглавляющего мегаполис и знающего местную специфику как свои пять пальцев, попытка «варяга» сыграть первую скрипку на сугубо городском празднике признаться, выглядела нелепо и неуместно.
Выступающие на церемонии постоянно проводили параллели между былыми временами и нынешними. Все это так или иначе перекликалось с предрекаемой отставкой Михаила Чернышева..
— Не думаю, что нынешняя политическая ситуация и памятник Байкову как-то связаны друг с другом, — заявил «Ростов-Дому» автор скульптуры Анатолий Скнарин. — Скорее, это просто совпадение событий. Хотя в кои-то веки именно работа над памятником Андрею Байкову у меня шла спокойно, все выполнялось в срок без каких-либо задержек и проволочек.
— Безусловно, установка памятника Байкову и возможная отставка Чернышева связаны напрямую, — дал противоположный комментарий председатель региональной организации ВООПиК (общества охраны памятников. – Ред.) Александр Кожин. — Это прощальный жест Чернышева ростовчанам.
Пройдет еще несколько десятилетий, и история даст объективный и безэмоциональный анализ вклада, внесенного Михаилом Чернышевым в развитие города. А пока можно сказать, что нынешний мэр оставляет город с большими дорожными проблемами, транспортными коллапсами в зимние времена. По-прежнему не решен вопрос строительства ростовского метро — в то время как при Байкове, несмотря на меньший «мэрский стаж», по ростовским мостовым загрохотал первый общественный транспорт — конка.
Зато при Чернышеве удалось продолжить славное дело Андрея Байкова, построившего в городе водопровод и канализацию. Как ни крути, а сегодня успешно преодолен водяной кризис конца 1990-х годов, когда в местном водоканале все рушилось и трещало. В отличие от очень многих городов, у нас нет почасового водоснабжения. Более того, в городе строится второй западный водозабор. И за счет этого удалось начать возведение нового Левенцовского района, поскольку на его жильцов мощностей восточного водозабора в Александровке в принципе не хватит.
Впрочем, отметим: Андрей Байков для Ростова сродни Петру I для России: у нас не было и нет никого лучше. И очень хорошо, что нынешние городские власти подарили поколениям ростовчан его памятник.
Фотогалерея
Олег ПЕТРУШИН,
фото автора
Ох и любим же мы памятники в Ростове возводить. То первокласснику памятник, то голове города, которого никто не помнит.
Вообще-то памятник по Ожегову имеет первое значение – НАДГРОБИЕ.
Ну на кой нам надгробие первокласснику, которое возвел Сухариев во дворе школы, где ранее директорствовал?
Неужели все в городе уже сделано? И более чем памятники возводить бюджетные деньги некуда тратить?
Лучше бы еще жбаны для мусора закупили на истраченные на надгробия деньги.