По версии ряда ростовчан, заместитель городского главы по ЖКХ послужил прототипом установленной фигуры сантехника.
Пусть ростовчане одержали победу над правящей городом номенклатурой на предмет переименования части проспекта Космонавтов в честь бывшего функционера Бориса Слюсаря, но есть подозрение: городское чиновничество взяло-таки реванш в другом вопросе. День за днем все больше экспертов находит внешнее сходство между недавно установленной на углу ул. Б. Садовой и пер. Соборного скульптурой сантехника и заместителем городского главы по ЖКХ Владимиром Арцыбашевым.
Их мнение разделяем и мы, считая, что есть все основания обвинять главного коммунальщика столицы ЮФО в тайном самопиаре или так называемой «джинсе». Поскольку он втихую увековечил свое имя с помощью воздвигнутого памятника, используя технологии «скрытой рекламы». И чем не шутит черт: вполне возможно, дело не обошлось без административного лобби.
Не исключено, некоторые ростовчане скептически сочтут данный пассаж за «утку». Но посудите сами:
Зима 2014 года: Владимир Арцыбашев объясняет, почему парализован засыпанный снегом Ростов и куда пропала спецтехника.
Сантехник гладит кота на батарее.
Впрочем, можно взять планы и покрупнее:
Бюст главного коммунальщика Ростова-на-Дону.
Обратим внимание: прическа у бронзовой фигуры практически та же, что и у Владимира Арцыбашева. Правда, волосы зачесаны набок, а не назад, что придает ей более простецкий вид в сравнении с чиновником.
При этом можно констатировать, что, несмотря с внешнюю схожесть, у рядового бойца жилкомхоза более приветливое и располагающее лицо – в сравнении с «генералом» коммунального фронта.
При этом сам Владимир Арцыбашев не признавался СМИ, что он явился прототипом памятника, отметив лишь, что для большинства людей ЖКХ ассоциируется с профессией сантехника. В свою очередь от автора памятника, скульптора Михаила Ушакова, не поступало жалоб, что власти навязали ему воплощать определенный образ, в чем у нас есть веские основания заподозрить чиновников.
Что же касается оценки самой работы, на наш взгляд, у нее есть два недостатка. Первый — относительно пустячный: кот на батарее.
Казалось бы, здесь это животное весьма уместно: композиционно сантехник ЖЭУ чинит протекающую батарею в подъезде. А греющиеся морозными днями на радиаторах коты — явление достаточно частое. Но возникает вопрос: не слишком ли много на самой главной улице города развелось различных «кошечек»?
Ведь по идее на такой авеню место героям, полководцам, ученым или писателям, а всякие «мещанские» образы стоило бы воплощать на иных улицах. Не будем забывать: буквально в нескольких метрах от «сантехника с котом», через дорогу на Б. Садовой уж много лет восседает еще один жирный кот в ногах не менее толстого уличного торговца.
«Сантехник с котом» общим планом.
Второй недостаток более серьезен: географическое расположение памятника абсолютно неуместно не только по «идеологическим» причинам. У фигуры в принципе отсутствует фон, являющийся обязательной частью скульптурной композиции.
Вернее сказать, даже хуже: в определенном ракурсе им служит просто оштукатуренная стена дома, а ближней перспективой — памятник В. И. Ленину.
Если чуть отойти, картина меняется и возникают более веселые ассоциации. Мы видим сантехника на фоне вывесок ломбарда и быстрозайма — заведений, давно ставших притчей во языцех. Сразу в голову лезет вопрос: что делает сантехник в столь злачном месте да еще в рабочее время?
Возникают фантазии: до получки бедняге не хватило на бутылку, но по-настоящему бедной будет его жена, когда в их дом нагрянут коллекторы. А если бы это был нормальный и праведный сантехник, нацеленный не на пол-литра, а на иномарку, он объявился бы в районе Сбербанка, а не всяких «быстроденег».
Возводить памятники сантехникам модно как во многих российских городах, так и за рубежом. Однако весьма хорошо выполненная ростовская фигура, похоже, проигрывает практически иногородным «коллегам» из-за отсутствия фона и неуместного расположения.
Фотогалерея:
Омский сантехник Семеныч в отличие от «сантехника-Арцыбашева» работает не в ЖЭУ, а в местном водоканале либо теплосети. Он только что вылез из городского люка, а фоном ему служит естественная уличная среда. Кстати, такая идея фона эксплуатируется большинством городов, установивших фигуры водопроводчиков, например — в Москве.
Идеальный вариант обустройства фона для памятника сантехнику (как и любой другой скульптуры) — разбить вокруг скверик либо вписать в уже существующий сквер. Так поступили в Прокопьевске и некоторых других городах.
Кременчуг: аналогичное решение проблемы.
Красноярский сантехник «дядя Яша» с учеником гармонично смотрятся на фоне нейтральной кирпичной стены. Прототипом послужил местный легендарный водопроводчик дядя Яша с золотыми руками. Причем, он действительно обучал молодежь водопроводному ремеслу — в отличие от ростовского Владимира Арцыбашева.
В Евпатории (республика Крым) сантехник выходит из управления водопроводно-канализационного хозяйства, что весьма логично. Для крымчан вопросы водоснабжения всегда актуальны.
Чебоксары: эту милую раскрашенную скульптуру, напоминающую садового гнома, можно, как и ростовского сантехника, назвать незавершенной работой, поскольку у нее отсутствует фон. Но здесь в любой момент можно поправить недоработку, обустроив задний план композиции.
Волгоград, наряду с Ростовом, является примером неудачного месторасположения памятника сантехнику. Сама фигура стоит возле здания ЦУМа, где 31 января 1943 года взяли в плен фашистского фельдмаршала Паулюса. Водопроводчик изображен наполовину вылезшим из люка и при этом «плещется» в фонтане, как подвыпивший десантник.
А на самом фонтане в Волгограде запечатлены символы Великой Отечественной войны: макет снаряда и звезды.
Рассматривал памятники сантехнику Олег ПЕТРУШИН
РЕКОМЕНДУЕМ:
“Как-то странно видеть свой памятник еще при жизни”, – сказал дорогой и любимый Леонид Ильич. И вскоре умер!