Организаторы ростовского круглого стола не пригласили на мероприятие представителей местной власти — дабы бизнес не побоялся высказать о ней все, что думает.
На деятелей ростовского ЖКХ и городские власти наточили большой зуб не только простые обыватели — за жульничество и коррупцию. Не меньшие претензии имеют к этим инстанциям и представители бизнеса, в частности — городского стройкомплекса. У делового мира проблема своя: из-за безграмотного … не совсем грамотного управления Ростовом-на-Дону, продолжавшегося в течение многих лет, в городе все труднее возводить дома, что сказывается и на прибыли предпринимателей, и на жилищных условиях горожан.
Такая повестка дня была озвучена на организованном журналом «Реальный бизнес» круглом столе, посвященном жилищному строительству в нынешний кризисный период. Аналогичные «столы» проходят и в других регионах России.
При этом такое же действо, недавно состоявшееся в Краснодаре, можно назвать проваленным. По рассказам его участников, местная власть послала сюда двух чиновников, которые положили на стол диктофоны. После чего застройщики стали говорить: «У нас все отлично, спасибо за счастливое детство».
Главная изюминка ростовского «стола» — сюда специально не позвали чиновников, чтобы застройщики могли сказать о них все, что думают. А модератором выступил Александр Хуруджи, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Южном федеральном округе, вхожий в кабинеты руководителей государства.
«Добрый царь» и его посредники
— Агентство — это не госорган, не часть правительства РФ, а группа предпринимателей. Апеллировать к нам — все равно, что апеллировать к рынку, — пояснил свою миссию Александр Хуруджи. — Я прошу: ребята, расскажите, как у вас дела, а потом сообщаю информацию первому лицу государства. Мы рады, что у нас появилась хотя бы такая возможность. Периодически мы ей пользуемся, иногда нам это удается.
Воистину вера в «доброго царя» давно стала нашей национальной особенностью. Хотя, наверное, дело даже не в самом образе Владимира Путина, а в многовековом менталитете. При этом учебники истории утверждают: напрасно мы целыми столетиями взываем к «доброму государю» — вспомним хотя бы историю про попа Гапона и кровавое воскресенье.
С другой стороны, у любого пенсионера есть пусть небольшой, но шанс, что письмо на имя президента РФ «сработает» и дело не ограничится одними отписками. А на круглом столе собрались как-никак представители городского стройкомплекса, являющегося отраслью — локомотивом всей экономики. Само руководство страны призвало его в первых рядах воевать с очередным кризисом…
Парадокс ростовского строительного комплекса в том, что у занятых в нем компаний значительно больший производственный потенциал, чем выдаваемый результат — объемы жилья, вводимого в эксплуатацию. Однако полностью реализовать свои возможности отрасль не может. Причиной тому, как полагают участники круглого стола, служат четыре основных негативных тренда.
Новостройкам не дают врезаться в сети
Проблема номер один банальна донельзя — доблестное городское ЖКХ не рвется врезать в сети проектируемые новостройки. В последние годы Москва пытается как-то ограничить давление монополий на стройкомплекс, к чему подключились и региональные власти. Увы, в Ростове-на-Дону принимаемые законы не работают.
— Я подаю документы монополисту, по закону мне через 10 дней должны либо отказать, либо выдать разрешение на врезку в сети. Вместо этого полтора-два месяца спустя поступают звонки от «дяди Васи», который говорит, что может быть когда-нибудь мне выдадут разрешение, — сообщил руководитель компании «ЮИТ-Дон» Андрей Шумеев. — На прошлой неделе я обращался с этим вопросом в городскую прокуратуру. Говорю: на оформление разрешительной документации ушел год. А мне отвечают: так получил же, какая проблема?
— А кто из присутствующих ходил в «ЛУКОЙЛ»? — Поинтересовался руководитель компании «КСМ-14» Владислав Григориадис. — Я в последний раз был у них год назад. Попросил 0,3 гигакалории, поскольку, к сожалению, на этом участке автономную котельную не поставишь. И уже год получаю ответ, что в Москве приняли положительное решение, а документы все идут. Другой пример — в октябре ростовский Водоканал «согласился» дать нам воду. Мы ее ждем по настоящее время.
В Ростове нет земли под строительство
Второй негативный тренд — дефицит земельных участков. Имеющаяся в городе земля уже практически поделена между крупными застройщиками, свободными остались лишь кусочки в Левенцовском районе, а также участки севернее Орбитальной (40–45 га под «малоэтажку») и в «Декоративных культурах».
Большинству застройщиков остается искать на уже сформированных улицах дефицитные пустыри, которых становится все меньше. А тем временем в городе простаивают крупные площади. К таковым относятся не работающие старые предприятия, которые по генеральному плану Ростова необходимо либо демонтировать, либо перенести за городскую черту.
— Чтобы снять санитарную зону у бывшего предприятия, которое давно не функционирует, нужно чтобы оно поменяло разрешенное использование земельного участка, что предотвратило бы возможное промышленное строительство. Это прописано в решении думы, — отметил Андрей Шумеев. — Сегодня ставка арендной платы для производственного предприятия, допустим, на 0,5 га земли составляет миллион рублей в год. Если мы переведем его под административное использование, позволяющее вести строительство жилья, налог подскочит до 2 миллионов. Кому это интересно?
В городе нет нормальных управленцев
По словам собравшихся, безграмотное руководство мегаполисом не дает застройщикам реализовать свои возможности. Сейчас 30 компаний не могут строить жилье, поскольку город один раз в году вносит противоречивые изменения в правила землепользования и застройки. С одной стороны, в городе нет специалистов, которые бы понимали проблему. А с другой — власти не хотят брать на себя ответственность и специально принимают местные подзаконные акты, позволяющие затягивать решение сложных вопросов.
— Приезжая в Сингапур, видишь высотные дома, построенные из-за земельного дефицита. Посетив Америку, удивляешься обилию частного сектора в пригородах. А куда движется Ростов: к развитию загородного жилья или к высотной застройке? – поинтересовался Александр Хуруджи. — Я пытался понять тенденцию, но стиль, на первый взгляд, у нас вообще отсутствует.
— В городе нет градостроительной политики, — считает руководитель компании «Жилстрой» Андрей Смехунов. — Есть ряд краткосрочных решений, которые противоречат друг другу. Ростов расползается достаточно неконтролируемо. Из-за высоких цен на землю и жилье стали пользоваться спросом многоэтажки в чистом поле без всякой инфраструктуры, а также дома в садоводческих товариществах. Если город вырос в два раза, дорожная сеть должна учетвериться. А столица ЮФО проектировалась из расчета 25 машин на тысячу человек. Поэтому в идеале наш город должен быть компактным. Гораздо проще выделить отдельные участки на пустыре, поставить водопровод и подвести дорогу. И ездить оттуда на работу.
Станут ли ростовчане «гастарбайтерами»?
По оценкам застройщиков, городской стройкомплекс уже приблизился к максимально возможным показателям. Возводить больше в сложившихся условиях невозможно, хотя на дополнительное жилье есть и спрос со стороны покупателей, и желающие строить. Официально на жилищном поприще у города неплохие параметры, но все познается в сравнении.
— Площадь строящихся в городе домов — 1669 тысяч метров. А в Краснодаре возводится пять миллионов метров жилья, — отметил Андрей Шумеев. — Мы никогда не догоним Кубань, но не потому, что мы плохие.
— Жилищное строительство стало достаточно конкурентным в Ростове-на-Дону, — согласился Александр Хуруджи. — Здесь достаточно строителей, которые имели собственные заводы, КПД, РБК с локализованным производством. Плюс в город пришли игроки с Кубани с очень большими финансовыми возможностями. Но я езжу по стране и вижу — есть ряд регионов, например Вологодская область, где просто нет стройки. И здесь говорят: к нам никто не приезжает.
По словам Хуруджи, если Ростовская область и соседняя Кубань настолько сильны и мы подходим к пределу, когда рынки уже «затарены», нужно выходить на внешние рынки. А начать можно с соседней Волгоградской области, где пока нет ни ростовского, ни краснодарского бизнеса.
Напоследок интересный нюанс. В ближайшем будущем Ростовской области станет участником национального рейтинга инвестиционной привлекательности, «курируемого» администрацией президента РФ. А формируется он с учетом успешного развития стройкомплекса, оперативной выдачи разрешительной документации, присоединения построенного жилья к коммуникациям. По словам Александра Хуруджи, на составление рейтинга может повлиять каждый из застройщиков:
— С каждого мероприятия мы не только собираем ваши визитки, но и передаем их наверх, в Москву, где делают обзвон предприятий при составлении рейтинга. Как это происходит? Обзванивают предприятия и спрашивают: а как вы себя чувствуете, как подключаетесь к коммуникациям? И поверьте: в Москве никто не будет искажать собранную информацию. В ближайшем будущем рейтинг обнародуют, и все увидят, по каким показателям регион провалился.
Александр СТРЕЛЬНИКОВ,
фото автора
“В городе нет градостроительной политики, — считает руководитель компании «Жилстрой» Андрей Смехунов. ”
Это фраза говорит о многом.
Зато у нас есть Департамент архитектуры и градостроительства и Министерство строительства, архитектуры и территориального развития РО с внушительным штатом и неплохими окладами .