Добрый день, Марина Анатольевна!
По постановлению правительства РФ №307 освещение мест общего пользования входит в коммунальные услуги, плату за доставленный ресурс взимает поставщик электроэнергии, которого, по большому счету, не должно особенно волновать состояние электропроводки в вашем многоквартирном доме. Вернее, он не несет за него никакой ответственности.
Состояние внутридомовых коммуникаций должно обеспечиваться за счет технического обслуживания дома, которое по заданию жильцов проводят управляющая компания или ТСЖ (в зависимости от способа управления МКД). В вашем случае это УК.
Следует понимать, что управляющая компания - это нанятые вами работники, которые за ваши деньги будут исполнять те работы и услуги, которые вы, собственники жилья, на них возложите. Наивно ждать от наемных работников "собственных инициатив". В частности, список и стоимость работ по техобслуживанию МКД должны определять сами собственники исходя из своих потребностей, возможностей и состояния дома.
Этот список работ и услуг обязательно должен быть включен в договор на управление многоквартирным домом. Иначе вам нечего будет спрашивать с вашей управляющей компании. Рекомендуем вам ознакомиться с содержанием договора, заключенного с вашей УК, и проверить, включен ли туда ремонт электропроводки.
Теперь относительно второй части вашего вопроса - о квитанциях на оплату МОП сразу за четыре месяца.
Согласно тому же правительственному постановлению №307 о порядке предоставления коммунальных услуг, поставщик ресурсов должен заблаговременно информировать потребителя об изменении тарифа или порядка оплаты. Так, пункт 42 части III "Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги" гласит:
"Информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором)".
C этим пассажем связана и другая часть постановления. Согласно пункту 51 части V "Права и обязанности потребителя", потребитель имеет право "получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты".
Таким образом, если поставщик электроэнергии в ваш дом решил взимать плату за освещение мест общего пользования с января 2010 года, известить вас он должен был в декабре 2009 года. При этом плату надо было взимать раз в месяц, в соответствии с пунктом 35 части III постановления:
"Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги".
То есть в этом отношении ваш поставщик энергии поступает противозаконно, вынуждая платить вас сразу чуть ли не за полгода. Если ваша управляющая компания не способна защитить перед монополистом ваши интересы как своих клиентов, вы можете пожаловаться на действия поставщика в Региональную службу по тарифам или жилищную инспекцию.
Реквизиты РСТ: 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 295. Есть и электронный адрес: rek@donpac.ru
Телефон Федеральной жилищной инспекции по Ростовской области — (863) 253-46-60.