— Папа, — спросила меня моя 8-летняя дочка. — Ты же был прав. Нельзя у людей землю отбирать, которая им принадлежит. Почему же суд тебя не послушал?
Дочка у меня — умница. И я стараюсь рассказывать ей о своей работе. Но в этом случае у меня возникли определенные затруднения морального порядка. И вы сейчас поймете почему.
Дело было посвящено борьбе с «урезанием» придомовой территории многоквартирного дома. Имея некоторый жизненный и судейский опыт, а также зная, что здесь замешаны районная и городская администрация, я еще на этапе подписания договора со своим клиентом честно предупредил ее, что шансов на успех у нас столько же, сколько, например, у сборной России по футболу выиграть очередной чемпионат мира. Что и подтверждается пока в полной мере.
В первой инстанции — в Октябрьском районном суде — мы проиграли. Причем решение изобиловало, например, такими «перлами». Вначале в нем утверждалось, что собственники придомовой территории имеют право ей распоряжаться. Далее было совершенно справедливо отмечено, что если их права собственности нарушены, то они могут их защищать. А затем на основании этого делался вывод о том, что… поэтому в иске следует отказать в полном объеме.
«Кто был в российском суде, тот в цирке не смеется», — несколько перефразировав известный афоризм, всегда говорю я. Ростовский областной суд, в который мы обжаловали вынесенное решение, также имеет богатые «цирковые» традиции.
Но «представление» в этот раз получилось довольно скучным. Наиболее нешаблонным его моментом, в который мне захотелось помянуть всех святых, а также близких родственников судьи и лично Кафку, был момент, когда судья спросила… насколько исполнимо то, что мы просим у суда. У меня возникло стойкое опасение, что меня каким-то образом зачислили в судебные приставы, которые, собственно, исполнением судебных решений и занимаются. Что и было доведено до сведения судьи. На всякий случай я также напомнил ей положения Гражданско-процессуального кодекса о том, что судебное решение должно быть законным, обоснованным и справедливым. А про «исполнимость» там ну ничегошеньки не сказано! Исполнимость же зависит от того, как исполнители будут работать.
Не спрашивайте меня, какое решение вынесли судьи… Это и так понятно. Обычно в такие моменты мне их бывает просто жалко.
Как рассказать такое ребенку? И тут на помощь приходят сказки. Недавно мы вместе с дочкой прочитали замечательную книгу известного итальянского писателя Джанни Родари «Волшебный голос Джельсомино». Для тех, кому лень «погуглить», напомню краткое содержание этой сказки. Захватил там одну страну пират Джакомон вместе со своей пиратской шайкой. И сделал из нее Страну Лжецов. Заставил местных несчастных жителей называть «хлеб» «чернилами», и наоборот. Кошек лаять по-собачьи, а собак — мяукать. Тех, кто говорил правду, в сумасшедший дом стал сажать. Газету создал «Образцовый лжец», где все происходящие события описывались шиворот-навыворот…
Что вы говорите? Вам все это напоминает окружающую действительность? Ну что же, черт возьми, тем хуже для этой действительности! Зато можно с помощью этой сказки объяснить ребенку, что и в жизни так бывает. Но за то, чтобы победило хорошее, все равно надо бороться!
В сказке «Волшебный голос Джельсомино» правда в итоге победила. А мы с моим клиентом будем бороться и дальше!
Потому что мой девиз: «Мужество — это когда ты заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь» (Харпер Ли «Убить пересмешника»).
Александр ЧАКИНСКИ