Проект парка на Мертвом ДонцеНа территории станицы Гниловской, давно ставшей частью Ростова, может вырасти современный парк — но только после проведения канализации, установки мусорных урн и успешной реанимации Мертвого Донца.

В третьей декаде октября в Ростове прошел конкурс студенческих проектов по преобразованию донского берега в парковую зону. Лучшей признана работа студента Ростовской академии архитектуры и искусств ЮФУ Андрея Яшуткина и его команды. Подведение финальных итогов конкурса вылилось в жаркую общественную дискуссию.

Превратить берег Мертвого Донца в благоустроенный парк было — эта мысль впервые прозвучала на апрельском выездном заседании правительства Ростовской области. Идею поддержал Сергей Горбань, и колесо завертелось. В особенности после того как вице-губернатор обронил многозначительную фразу:

— Мы должны спросить у местных жителей, что они хотят здесь получить…

Идеологом и организатором конкурса по радикальной трансформации заброшенного участка берега стал Юрий Дегтярев — краевед, эколог, писатель, а заодно и зампредседателя Совета территориального общественного самоуправления (ТОС) микрорайона №10 Железнодорожного района Ростова. Почитайте «паблик» ТОС на Фейсбуке — и вы поймете: самоорганизация людей, решающих жизненно важные для них проблемы, не дожидаясь милостей от «власти и бизнеса», — это настоящая идея-фикс Дегтярева. Причем в лучшем смысле этого слова.

Замышляя конкурс, Юрий Михайлович отлично понимал, что маститые архитекторы вряд ли согласятся тратить время и энергию на проекты, у которых очень мало шансов на осуществление, — разве что в туманном будущем. Поэтому его выбор пал на студентов ААИ: юных, «незазвездишихся» и заинтересованных в том, чтобы проявить свой творческий потенциал в условиях, приближенных к боевым.

Вдоль Мертвого Донца: сентиментальное путешествие

Проектное задание, поставленное перед конкурсантами, содержало несколько условий: надо было максимально сохранить ландшафт местности, не растерять в пылу градостроительных фантазий ее исторический колорит, организовать в пространстве несколько зон — для отдыха, прогулок, торговли, спорта. Кроме того, на территории 1,6 гектара между Мартыновским переулком и Западным объездным мостом будущие зодчие  должны были разместить судоверфь по строительству копий старинных судов, эллинга для хранения байдарок и яхт, систему причалов для швартовки судов.

Проект Андрея Яшуткина.

Через несколько месяцев на финишную прямую вышли трое — Илья Ильченко. Андрей Архипенко и Андрей Яшуткин. Их работы оценивало жюри, состоявшее из председателя Ростовского отделения ВООПИиК Александра Кожина, главного архитектора Советского района Юрия Чужикова, главы администрации Железнодорожного района Сергея Ковшикова и атамана станицы Гниловской Валерия Олейникова.

Вино Кулава, директор школы № 77, в стенах которой прошел конкурс, посетовал:

— Я представляю, как будет тяжело нашему профессиональному жюри выбрать победителя! Все проекты достойны победы. Я вижу, какую школу прошли сегодня ребята, представившие свои работы на их суд.

Однако жюри справилось с эмоциями и вынесло вердикт, подкрепленный четкими аргументами. Победу одержал проект Андрея Яшуткина и его «команды» — однокурсниц Антонины Чернышевой, Марии Черной и Лизы Анисковой (руководители проекта — доценты кафедры архитектуры жилых и общественных зданий ААИ ЮФУ Ирина Кулешова и Татьяна Батырова). Чемпионы получили главный приз — 20 тысяч рублей и модель паровоза, символизирующего Железнодорожный район.

По набережной вдоль реки.

Как ни парадоксально, но именно Яшуткин, ставрополец по рождению, смог лучше остальных прочувствовать «дух» места и идеально вписать свою набережную в природный ландшафт. Легкие деревянные конструкции, предусмотренные проектом, во время презентации смотрелись органично и свежо. Архитектурная концепция учитывала сразу несколько существенных факторов: удобство для людей, эстетику, приверженность культурной традиции и «правильную» экологию.

Из аннотации  к проекту  Андрея Яшуткина «Речной парк»:

Будущее Гниловской может быть прекрасным.«Целью создания речного парка является сохранение береговой линии, преобразование неосвоенной бесхозной территории в место отдыха, привлекательное для населения станицы Гниловской и жителей города. Особенностью проекта является идея казачьей деревни, прогулочного бульвара вдоль всей территории и возможность проезда для автомобилей.

В казачьей деревне — зоне торговли можно в праздничные дни организовать торговлю сувенирами местных народных мастеров, народный праздник на площади. В зоне развлечений расположен амфитеатр со сценой, где возможно проведение концертов или как места для зрителей во время парусной регаты.

Рядом расположена стоянка для лодок жителей в виде деревянного причала. Набережная из деревянных конструкций парит над камышами на свайных конструкциях. В зоне бульвара – набережной расположен ландшафтный парк «Болотный сад донской растительности» и пляж для жителей в виде деревянного причала с купальней. Вдоль всей территории предполагается устроить проезд для транспорта и прогулочный бульвар,

Проект является частичным возрождением роли реки Дон в жизни города как места отдыха и транспортной артерии. В отличие от набережной в центральной части Ростова-на-Дону, здесь используются экологические приемы сохранения береговой линии и прибрежной растительности».

Натуральные материалы, природный ландшафт.

У страха глаза велики?

Обсуждение студенческих проектов плавно переросло в мысли о будущем. Кроме радужных мечтаний, прогнозы обязательно должны учитывать реальную проблематику. А проблем у Гниловской и ее жителей хватает.

Председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников природы и культур Александр Кожин напомнил об особом историческом статусе этой территории:

— В 98-м году кто-то из ваших соседей, проходя берегом, нашел амфору, полную золота. Сейчас об этом кладе знает весь мир. Затем здесь нашлись конструкции древнего поселения. Здесь же находилась и Донецкая крепость. Я это говорю к тому, что здесь что-то построить очень сложно. (Законом запрещается использование земельного участка, в пределах которого расположены объекты археологического наследия. — Ред.) Но мы-то и строить здесь ничего не собираемся? Так я понимаю проектантов? Здесь спроектированы временные, некапитальные сооружения в виде малых архитектурных форм: деревянные тротуары, деревянные же мостики, причалы для лодок и судов местных жителей.

Александр Олегович подчеркнул, что даже «готовый проект» Яшуткина невозможно выполнить без предварительного решения других местных проблем, отсутствия канализации, парковочных мест, заиленности русла Мертвого Донца. Сюда же относятся задавленные родники, неухоженные дороги и незаконно отсыпанные земли.

— Не решив эти проблемы, ничего здесь кардинально менять нельзя, — резюмировал Кожин.

В ходе дискуссии местные жители откровенно озвучили список своих тревог. Возможно, какой-нибудь психолог отыскал бы в их страхах «оговорки по Фрейду». Но опасения людей, живущих у реки, воды которой в этом году впервые повернулись вспять — и все из-за безответственности и алчности бизнесменов и убийственного равнодушия чиновников, — понять можно.

Казачий домик в Гниловской.

Так, житель улицы Набережной Владимир Липович заявил об опасности строительства типового многоэтажного района на месте исторической казачьей станицы. Председатель Совета ТОС-10 Александр Моцегоров выразил недовольство всеми проектами сразу, поскольку ни в одном из них не увидел парка — а только одетую в дерево набережную с отсутствием «земли и травы».

А станичный атаман Олейников обратил внимание присутствующих, что «все представленные проекты узаконивают незаконный мыс на берегу Мёртвого Донца», и чуть ли не обвинил бедных студентов в том, что они подкуплены некими «финансистами», мечтающими прибрать Гниловскую к рукам. Правда, злые языки поговаривают, что сам Валерий Иванович имеет серьезный коммерческий интерес к другому, куда более крупному и не менее незаконному мысу в районе моста, мечтая построить на нем пару весьма рентабельных площадок для пляжного футбола. А если все-таки дело дойдет до реализации проекта-победителя, то мыс этот придется снести… Что поделать — от слухов никуда не деться. Ведь не только Гниловская, но и сам Ростов — всего-навсего большая деревня.

Не опуская рук

Юрий Дегтярев.В преддверии чемпионата мира по футболу-2018 чиновники в поте лица решают «инфраструктурные вопросы», а обычные ростовчане — вопросы достойной жизни на своей земле. Им лакировка действительности ни к чему: нужны реальные достижения. Поэтому «Ростов-Дом» и задал Юрию Дегтяреву этот наивный вопрос:

— Как вы думаете, будет ли когда-нибудь воплощен проект Андрея Яшуткина? Или это очередная мечта о «прекрасном далеке»?

— Даже проект-победитель — всего лишь прикидка к реальному положению дел, —  пояснил Юрий Михайлович. — Однако на сегодняшний день я уже получил предложение от солидной фирмы — заказать ей проект строительства береговой линии. Цена вопроса — два миллиона, будем их искать. Идет работа по оформлению будущего парка в концессию, доверительное управление. Начаты проектные работы по созданию канализационной сети в этом районе. Следующий шаг — обустройство площадок для сбора мусора, которых на береговой линии просто нет, и подготовка мест для автопарковки.

Юрий Дегтярев не слишком верит в благодеяния отечественных «олигархов», более всего заинтересованных в сиюминутной и оглушительной прибыли. Между тем земля, на которой живешь ты и на которой жили поколения твоих предков, требует долговременных вложений любви и внимания. Поэтому нашему герою претят «закрытые территории» и «коммерческие пляжи»:

— Лично я предполагаю инвестора в виде члена кооператива, потребительского общества или иной некоммерческой общественной организации. К современному пониманию слова «инвестор» явно примешана целая гамма оттенков  — «приватизация», частная собственность и её неприкосновенность.

И эта гамма Дегтярева не устраивает.

Значительный опыт вынужденного «взаимодействия» с чиновничьей братией не заставил его опустить руки. Хотя, казалось бы, поводов для черного скепсиса предостаточно. Чего стоит многотомная переписка с функционерами всех мастей и уровней, в которую пришлось вступить ради того, чтобы спасти  от медленной смерти Мертвый Донец! В тысячах писем он задавал вопросы: «Когда исчезнет из Дона у истока Мёртвого Донца заброшенный мыс и затонувшая баржа? Когда будет убрана искусственная земля в районе Гниловского рейда?» — и получал в ответ издевательские отписки.

А вот сейчас решил, что районные власти могут быть полезны в «общем деле», а потому причин для уныния нет:

— Мы раззадорили администрацию района на создание сквера в честь 70-летия Победы. Этот сквер будет расположен на восточном бастионе Донецкой крепости восемнадцатого века Работу делаем совместно с Кожиным. А еще, представляете, в нашей 77-й школе учились четыре героя Советского Союза! И нигде они не отмечены, кроме как на школьном фасаде, на мраморной доске. Так что работы много, и вся она в русле преобразования места, где мы живем.

Ирина ДЫМОВА

Читайте также:

Комментарии: 9

  1. Батырова Татьяна Александровна пишет:

    Уважаемые журналисты! Вы опубликовали некорректную информацию. Студенты выполняли проекты под руководством опытных архитекторов – преподавателей Архитектурной академии ЮФУ и работали бригадами. Вы назвали фамилии ребят, делегированных бригадой для представления проектов общественности. Это достойные молодые люди, талантливые студенты, но не они являются руководителями проектных коллективов. Возможно, если бы ваши корреспонденты увидели планшеты в натуре, они бы заметили состав КАЖДОГО АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА и фамилии архитекторов – руководителей проектов, написанные на планшетах вполне читаемым шрифтом. Знаю это не по-наслышке, так как являюсь одним из двух руководителей проекта-победителя вместе с Кулешовой Ириной Михайловной, мы – доценты кафедра Архитектуры жилых и общественных зданий ААИ ЮФУ. Кроме Андрея Яшуткина проект абсолютно наравне с ним делали: Анискова Елизавета, Черная Мария и Чернышева Антонина. Думаю, впредь стóит в ваших публикациях упоминать ВСЕХ авторов упоминаемых вами творческих работ, тем более, что и вы сами являетесь представителями творческой профессии и наверняка знакомы с законами об авторском праве.

    • Ростов-Дом пишет:

      Здравствуйте, Татьяна Александровна.

      Никто и не думал умалять заслуги мэтров, под руководством которых осуществлялась подготовка проектов, или недооценивать их роли. Однако в глазах общественности мероприятие является конкурсом студенческих работ. Так оно здесь и подано.

      Думается, ни один преподаватель не может испытывать уколов самолюбия, когда его питомец достигает успеха. А наоборот – чувствует заслуженную гордость и удовлетворение от своего вклада в воспитание молодого профессионала. К слову, всех однокурсников – участников команды Андрея – мы назвали.

      Наш материал – по преимуществу публицистический. Он посвящен целому комплексу острых общественно значимых проблем и не является официальным отчетом о достижениях Архитектурной академии. Также нельзя требовать от него, чтобы он был построен как научная монография со “списком литературы”. Это несколько иной жанр.

      Но за сделанное Вами фактическое дополнение – спасибо. Услышать лишний раз имена доцентов всегда приятно. :) Тем более что мы с большим почтением относимся и к профессии архитектора как таковой, и к нашей Академии архитектуры – в частности.

  2. Валерий пишет:

    Очень нужное предложение пока и этот берег не застроят наши НОВОРИШИ.

  3. Батырова Татьяна Александровна пишет:

    Спасибо за ответ. Но вы как будто недочитали то, что я написала, а я в основном хотела донести до вас мысль о РАВНОЗНАЧНОЙ работе бригады студентов и озвучивание всех их фамилий, что для студентов безусловно важно.

    • Ростов-Дом пишет:

      Если Вы действительно считаете, что для неупомянутых студентов свет клином сошелся на нашем сайте, – присылайте, пожалуйста, имена обиженных, мы их вставим для восстановления мировой справедливости.

      Но чтобы восстановить ее в полном объеме, придется, пожалуй, переснять репортаж “Дон-ТР”, а также переписать многочисленные публикации, информационным поводом для которых стал этот конкурс. Ибо всюду и везде проекты были упомянуты в связи с фамилией человека, их представлявшего.

      Напомним: наш материал не посвящен исключительно конкурсу как таковому. Но мы готовы взять на себя миссию миротворцев, искупающих коллективный грех ростовской журналистики.

  4. Леонид пишет:

    К сожалению,в наших реалиях наиболее возможны два варианта развития этой территории: или ее отхапают для дальнейшего “облагораживания” очередные добрые дяди под шум разговоров о подготовке к мундиалю, или все останется, как было: камыши, болото и кучи мусора.

    Рад буду, если окажусь не прав.

  5. Степной Орел пишет:

    Неплохо уже то, что старую баржу сейчас вытаскивают, которая затонула у истока Мертвого Донца черт знает когда. Но только бы не кончилось это все организацией пляжика “для избранных”. Цинизм властей предержащих зашкаливает. Одно дело – красивый треп для народа, в пользу бедных, и совсем другое – правда “для своих”.

  6. Людмила пишет:

    Помнится, гуляла я по деревянным мосткам на пляже эстонского городка Выру. Очень приятное ощущение. И это очень красиво – озеро, сосны, деревянная набережная. Свежо, натурально и чисто – чистый песок, чистая вода, чистый деревянный настил. Особенно пока не настал курортный сезон и не приехали руссо туристо – облико морале :) В общем, новый парк Ростову точно бы не помешал. У нас их раз-два и обчелся.

  7. Юрий Дегтярев пишет:

    Для того, чтобы не стало так как предполагает Леонид, нужна активная позиция всех членов городского общества – нас с Вами, всех жителей. Нужны эмоциональные воспоминания о прогулках по деревянным набережным. Нужны воспоминания о прогулках по глади реки на лодках взятых в пунктах проката (помните? в советское время?)…. Нужно активное обсуждение на страницах газет и сайтах.
    Люди, называющие себя Властью, должны понять, что хозяевами этой Земли являются “рядовые граждане”!
    Вот в это группе ФБ мы пытаемся обсуждать темы касающиеся города и нашего района, в частности, включайтесь!https://www.facebook.com/groups/432668826764333/
    Большое спасибо ростовскому “Дому” :)
    Я не хочу ввязываться в пустой диспут о упоминании фамилий…. Но, все же…
    Простите, Татьяна Александровна, многие нюансы разошедшиеся по СМИ сами собой, непроизвольно родились во время обсуждения проектов. К примеру – “А.Яшуткин и Ко”. Вы уж нас простите, никто не хотел нанести ущерб или обидеть. Если бы Вы присутствовали на мероприятии то, я думаю, обязательно бы нас поправили. и такого инцидента просто не произошло бы.

Оставьте комментарий



© 2009–2024 Ростов-Дом. Архитектура, строительство, ремонт, ЖКХ.
Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
свидетельство Эл № ФС77-44159 от 09.03.2011. Перепечатка возможна только с согласия редакции.
Рейтинг@Mail.ru