Виктор ПонедельникИсполнилось 75 лет великому советскому футболисту Виктору Понедельнику, завоевавшему своим голом единственное наше «золото» чемпионата Европы.

Совсем немного осталось в живых поистине великих отечественных футболистов, чьи имена вошли в легенду советского (российского) спорта. Их достижения в расцвете народной игры в середине прошлого века подарили стране не только положительные эмоции от побед, но и гордость за эту самую страну.

Обезьяна — друг человека

В 60–70-е годы по стране ходила жуткая история о том, как советский центрфорвард, обладающий «пушечным» ударом с левой ноги, во время товарищеского матча с одной из африканских команд, только-только приобщающихся к мировому футболу, так лупанул по мячу, что убил им стоявшую на воротах у представителей Тропической Африки гориллу (за неимением игроков). После чего ему вообще запретили бить с левой, нацепив на ногу красную повязку.

«Гуляющая по ушам» байка была столь популярной, что сам легендарный советский нападающий за долгие годы устал ее опровергать. Это потом выяснилось, что «звон» услышал французский корреспондент газеты «Экип», который просто не понял перевода «с русского матерного», поэтому и выдал себе в газету откровенную «утку», которая потом пошла гулять по желтым страницам.

Ворота всегда у него на прицеле. Стреляет по ним он как снайпер по цели.

Ворота всегда у него на прицеле. Стреляет по ним он как снайпер по цели.

На самом деле в 60-х годах сборная ГДР и ростовский СКА совершали турне по только освободившимся от колониализма странам Африки, обещавших «пойти по социалистическому пути». Среди них была Мали, где о футболе имели крайне отдаленное представление. В товарищеском матче с восточными немцами малийцы, вместо игры, раз за разом устраивали толкотню и потасовку, после чего пятерых игроков вообще удалили с поля (для товарищеского матча случай уникальный).

С советской командой вратарь хозяев вышел играть с маленькой обезьянкой — символом сборной, которую привязал к перекладине. Место сомнительное для «символа». Естественно, что в одном из игровых эпизодов советский нападающий так зарядил с левой издали по малийским воротам, что мяч снарядом вонзился в крестовину рядом с тем местом, где сидел наш предок. Обезьяна от испуга камнем рухнула вниз.

Обуянные ужасом шаманисты из Мали помчались к животному делать ему искусственное дыхание, а тренер ростовчан Виктор Маслов под сплошной ор трибун увел от греха игроков в раздевалку.

Переводчик в отчаянии объяснил: «Эта обезьяна — символ сборной страны. Если вы ее убили, не знаю, что теперь и будет. Живыми со стадиона не выберемся».

Страсти были доведены до предела. Минут 15-20 игроки СКА просто не знали, куда себя девать от неожиданно возникшей проблемы. Лишь центрфорвард с жуткой левой был невозмутим — будь что будет.

Вскоре в раздевалку явился помощник посла — все нормально, ребята, ожило зверушко.  Тренер Маслов взмолился, родненькие, не надо больше так лупить в рамку, играйте низом, пусть живет человекообразное чудо. Ростовчане появились на поле — пришедший в себя символ сборной Мали как ни в чем не бывало сидел на перекладине. Но под удар центрфорварда СКА защитники хозяев старались не попадать.

Фамилия форварда-«убийцы» была Виктор Понедельник.

Авторитет для шпаны

Собственно, фамилия-то у него могла быть и иной, не стань предки футболиста жертвой банального зеленого змия. По семейной легенде, после отмены крепостного права его предки, уехавшие от бескормицы из Украины на Дон, назвали свою настоящую фамилию. Но подвыпивший писарь в малоросскую речь вникать не стал, обвел похмельными очами пришедших и, не в силах напрягать разум, просто посмотрел на календарь. Был понедельник. Махнул рукой и вывел в графе «фамилия» как понравилось — «Понедельник». Даже не стал транслитерировать по-украински — «Понедилок». Дабы было более по-имперски.

Сам будущий бомбардир родился в Ростове-на-Дону в самый разгар работы сталинского «красного колеса» — 22 мая 1937 года. Домик «наследников» запойного писаря находился на бандитской Богатяновке, совсем рядом со знаменитой ростовской пивной — «На Богатяновской открылася пивная, там собиралася компания блатная. Там были девочки — Маруся, Роза, Рая, а с ними вместе Васька-шмаровоз» (вскоре песня была перефразирована под «Дерибасовскую»).

Без страха и упрекаПомню, как в 1996 году мы встретились с Виктором Владимировичем на знаменитом ростовском «строгаче» — ИТК-2, на матче ветеранов московского «Спартака» с местными сидельцами. Я, начинающий журналист, пишущий на криминальные темы, и он — великий футболист, выросший в самом криминальном районе Ростова-папы. Видел, как смотрели здешние обитатели на Легенду — снизу вверх, пожирая глазами, как Настоящего, а не босяцкого «авторитета». При этом — никакой фени, никакого мата, никакого грубого слова. Тихая, интеллигентная речь уверенного в себе человека.

Однажды довелось в Переделкино на даче у Евгения Евтушенко в компании Алексея Хомича и Сергея Сальникова гонять мяч против местной шпаны. Сам поэт (одно время играл за дубль московского «Динамо») тоже вышел в поле. Само собой, «порвали молодежь». После игры Евтушенко выставил флягу настойки: «Вы не представляете, что сегодня совершили… Вы положили всю шпану, и теперь я могу последней электричкой приезжать в Переделкино, спокойно идти пешком от станции — меня никто пальцем не тронет!».

Удивительно, но детство в краю джентльменов удачи пошло не во вред, а на пользу будущему футболисту. Он не стал ни бандитом, ни «шмаровозом», ни классическим ростовским «жиганом с Богатяновки».

Как ни странно, но поспособствовала жизненному выбору Понедельника война.

Динамо (Тбилиси)Во время фашистского нашествия семья Понедельников эвакуировалась в солнечный Тбилиси, где парнишка впервые увидел игру, которую знали еще древние ацтеки. А заодно
и выучил грузинский язык, который очень ему пригодился в будущем, в беседах с тогдашними сборниками — игроками тбилисского «Динамо», великим и могучим едва владевшими. В Грузии вообще Понедельника считали «своим» и часто заговаривали с ним а-ля сакартвело. Более того, часто любили его подначить — вынудить на спор.

Сам Понедельник часто вспоминает спор со своим сверстником, тбилисским нападающим Владимиром Баркая на базе «Динамо» в Гаграх. Тот поспорил, что ростовчанин в обычных туфлях ни за что не попадет трижды подряд с линии штрафной в перекладину. На «босиком» хитрый тбилисец ни за что не соглашался — только в туфлях. Видимо, забыл он, как Понедельник «снимал» с перекладины малийскую обезьяну. Пришлось Баркая бежать в багажник машины за огромной бутылкой чачи, как проигравшему.

Стреляющие бутсы

У Виктора Понедельника было много прозвищ, полученных им от болельщиков: «стреляющие бутсы», «крупнокалиберная девятка», «летчик», «Пан» и так далее. Большинство из них он получил в Ростове, выступая за различные местные команды. Здесь он начинал играть в юношеском «Буревестнике» и команде Военно-инженерного училища, из которой возник впоследствии знаменитый СКА (Ростов), заводском «Ростсельмаше». Уникальный по тем временам случай — талантливого 20-летнего «нападалу» из комбайностроительной команды, выступавшей в классе Б советского чемпионата, в 1957 году взяли в сборную СССР,  где уже тогда блистали Эдуард Стрельцов, Никита Симонян, Слава Метревели, Анатолий Ильин, Валентин Иванов, Игорь Нетто, Михаил Месхи и другие.

На чемпионат мира 1958 года в Швецию из-за высочайшей конкуренции форвардов Понедельник еще не попал, зато к Кубку Европы 1960 года уже готовился как основной игрок. Готовился по «особой программе» — с удочкой на озере в компании со Львом Яшиным. Их, астматиков, тренер Гавриил Качалин вместо зарядки отправлял ловить рыбу — совмещать полезное с приятным. Обколотые хлористым кальцием (единственное тогда средство от астмы) со спиннигами в руках (Яшин в каждой стране покупал классные удочки) они спасались от удушья, заодно обогащая разнообразием обеденный стол сборной.

Легендарная сборная

Видимо, на пользу пошло древнейшее занятие — один стал лучшим вратарем мира в XX веке и единственным среди стражей ворот обладателем «Золотого мяча» от еженедельника «Франс футбол», второй — многолетним лучшим нападающим СССР и обладателем Рубинового ордена УЕФА.

А тогда, 10 июля 1960 года, в Париже на «Парк де Пренс» в изнурительном финальном матче с упорными югославами, проигрывая по ходу встречи, сборная СССР сумела переломить ход баталии. Один астматик непроходимой каменной стеной встал в воротах, другой таранил гнущуюся оборону балканцев.

Стреляющие бутсы.На 112-й минуте, в овертайме, грузин Слава Метревели, ни слова не понимавший по-грузински, рванул в атаку по правому краю и услышал вопль «через!» от ни слова не понимавшего по-русски грузина Михаила Месхи. «Черпачок» Славы через защитников точнехонько угодил в ноги тбилисским экспрессом набиравшему скорость Мише. Тот в два шага покрыл расстояние до штрафной и навесил на летевшего к воротам и прекрасно понимавшего по-грузински ростовчанина Витю Понедельника. Удар медным лбом уроженца Богатяновки — и вратарь Благоя Видинич лишь беспомощно развел руками, узрев затрепыхавшегося в сетке «пятнистого врага». Все — золото Европы наше!

Кстати из той «золотой» команды сегодня в живых осталось только двое — Виктор Понедельник и спартаковский защитник Анатолий Крутиков.

Через год в турне по Аргентине сборная СССР устраивала шоу для избалованных футбольным «изюмом» южноамериканских болельщиков. «Пан» с Месхи изумляли аргентинцев финтами, как фокусники.

— Вспоминаю, как в 1961-м наша сборная на выезде победила Аргентину — 2:1, — рассказывает Виктор Понедельник, — я забил оба гола. Миша этим финтом обыграл защитника, который от неожиданности рухнул на колени и схватился за голову. А 110 тысяч болельщиков, собравшихся на стадионе, разом стихли. Они будто онемели. В полной тишине Месхи вырезал идеальную передачу в центр, и я внешней стороной стопы из-за штрафной засадил мяч в «девятку». Трибуны по-прежнему молчат. А через несколько секунд встали — и зааплодировали!

А как трибуны потом аплодировали, когда «Пан» в падении через себя «засадил» свой знаменитый гол аргентинцам! Он потом вошел в анналы советской футбольной истории, наравне с «финтом Боброва», «игрой за пределами штрафной Яшина», «дриблингом Месхи», «торпедовским прессом Иванов-Гусаров-Воронин-Стрельцов».

Виктор Понедельник на жеребьевке Евро-2012.

Виктор Понедельник на жеребьевке Евро-2012.

Потом были финальный турнир чемпионата мира 1962 года в Чили и Кубок Европы 1964 года, когда «красная машина», сокрушив последовательно Италию, Швецию и Данию, в финале в упорной борьбе уступила испанцам 1:2.

Понедельника косили защитники, ломали колени. Собственно, из-за травм и вынужден был завершить с футболом, не достигнув 30 лет. Он же, выросший на Богатяновке, никогда в ответ никого не бил. Такое воспитание.

Сергей КИСИН


Читайте также:

Метки: общество

Оставьте комментарий



© 2009–2024 Ростов-Дом. Архитектура, строительство, ремонт, ЖКХ.
Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
свидетельство Эл № ФС77-44159 от 09.03.2011. Перепечатка возможна только с согласия редакции.
Рейтинг@Mail.ru