Многие из ростовчан, живущих в старых домах городского центра, почуяли новую угрозу. Помимо зловещих застройщиков, грозящих снести тот или иной объект под задуманный небоскреб, новые страхи породил приближающийся чемпионат мира по футболу. На подготовку города к предстоящему торжеству выделены бюджетные средства, в том числе — и на капитальный ремонт ветшающего фонда в Старом Ростове.
2014–15 годы освоения бюджетных средств на этой ниве спровоцировали множество скандалов. Не говоря уж о том, что едва ли не в большинстве случаев проводимый на деньги собственников и государства капитальный ремонт ограничивается лишь перекладкой кровель и фасадов ради показухи. Собственники ряда домов жалуются, что после таких «работ» качество жизни в их домах стало хуже.
А тем временем известные ростовские архитекторы, историки, краеведы поднимают не менее тревожный клич: выполняемый в исторических зданиях капитальный ремонт превращает дома в обычное типовое жилье, сродни хрущёбам. На днях в ростовском медиа-центре «МедиаС» представители городской общественности и чиновники обсудили основные тренды «капремонта по-новому».
«Можно пересчитать по пальцам примеры успешного капремонта»
— В предыдущие два года мы не трогали памятники архитектуры, занялись ими вплотную только сейчас, — обрисовал нынешнюю ситуацию заместитель главы Ростова по ЖКХ Владимир Арцыбашев. — А на следующий год у нас запланирован капитальный ремонт 148 домов, из них примерно половина — объекты культурного наследия. Городской департамент архитектуры разработал концепцию световых решений фасадов. Накануне капитального ремонта изготавливается паспорт объекта. Работы согласовываются и с министерством культуры Ростовской области. Над их ведением осуществляется авторский надзор.
Между тем, как успели убедиться горожане, за два прошлых года в Ростове были угроблены десятки исторических домов, которые формально памятниками архитектуры не являются, хотя таковыми были еще относительно недавно. Теперь же чиновники отнесли их к обычному жилью, с которым можно делать все, что вздумается.
— Более двухсот исторических зданий Ростова исключены из реестра, — сообщил председатель ВООПиИК по Ростовской области Александр Кожин. – В сложившейся ситуации, когда мы говорим о сохранении старого города, уже не суть важно, является ли дом памятником или нет. Принципиально — есть ли у него дух старины.
Впрочем, даже дома, официально признаваемые историческими, в процессе ремонта обычно превращаются в типовое жилье. В результате у властей, надо думать, появится повод потихоньку исключать и их из реестра — с дальнейшей перспективой снести и построить на освободившемся месте очередную высотку.
— Примеры положительного капитального ремонта памятников архитектуры можно пересчитать по пальцам, — резюмировал координатор общественного объединения «Мой фасад» Роман Бочарников. — В процессе происходит уничтожение объектов культурного наследия.
Как гибнет Старый Ростов
— Дом на углу Станиславского и Островского, как и многие памятники архитектуры, ручная кирпичная кладка, — привел один из многочисленных примеров Роман Бочарников. — Его фасад следовало очистить. Вместо этого здание оштукатурили, а старое окно не отреставрировали, а выбросили и заменили металлопластиком. Посмотрите, какой у него стал безобразный вид: неровная и нечеткая фактура фасада, который уже облазит.
По словам Романа, похожая судьба постигла кирпичный дом на Островского и Московской (Островского, 47. — Авт.). Его окрасили в цвет, не имеющий отношения к историческому облику, в результате здание перестало быть памятником архитектуры. Между тем это бывшая макаронная фабрика Чурилина — редкий образец дореволюционной промышленной архитектуры.
Дом на углу Тургеневской и Семашко (Тургеневская, 46. — Авт.) в отличие от большинства памятников архитектуры подлежал окраске, поскольку до ремонта его покрывала старинная штукатурка. В процессе работ ее сбили, одновременно уничтожив элементы фасадного декора. А полгода спустя здание, покрытое современной краской, снова облазит.
— Уж лучше бы ничего не делали, оставив в ветхом виде! — резюмировал Роман Бочарников. — Убито и здание и на углу Лермонтовской и Ворошиловского, которое являлось образцом сталинской эпохи. В процессе работ замазаны звезды, сбиты другие украшающие фасад элементы. Дом стал похож на новодел, стилизованный под старую архитектуру, а не историческую «сталинку» с ампиром. Ростов теряет дух старины, историческую идентичность.
Чиновники свалили вину на собственников
— На наших объектах работают семь подрядных организаций, — развел руками руководитель регионального фонда капремонта Владислав Крюков. — Среди нет ни одной, которая не имела бы лицензии.
Но что за дело нам, горожанам, по закону или по беззаконию Ростов остается без истории? Пытаясь оправдаться, власти валили вину на собственников жилья, обвиняя их в жадности и при этом приводя весьма противоречивые аргументы.
— Работы по капитальному ремонту памятника согласовываются и с собственниками жилья исторического здания. Последние зачастую высказывают совершенно точку зрения, отличную от министерства культуры. В этом случае мы переступаем через дом и идем дальше, — отметил Владимир Арцыбашев. – Конечно, сложностей много. Есть художник со своими творческими идеями, а есть исполнители. Париж весь состоит из исторических зданий. Но там правило: каждые пять лет их собственники обязаны на свои деньги ремонтировать фасады.
При этом зам городского главы так и не раскрыл тайну, принуждали ли французские власти парижан оплачивать капитальный ремонт параллельно и в государственную казну, десятилетиями не предоставляя данной услуги. Зато сетовал на нехватку финансов в бюджете, равно как и карманах собственников:
— Реставрация старых дверей обойдется дороже установки новых изделий. Барельеф — тоже дорогое удовольствие. За авторский надзор, реставрационный отчет также надо платить. Жилищный кодекс РФ ориентируется на типовое жилье, в нем нет раздела, посвященного реконструкции памятников архитектуры. Если же финансировать их ремонт за счет собственников, тариф выйдет такой… Не хочу называть его величину перед выборами.
Общественники парировали: на многих объектах работы можно было бы удешевить, причем малой кровью.
— Для исторических зданий в ряде случаев не стоит бояться технических новшеств, — заявил Роман Бочарников. — Например, тех же стяжек на кирпичных домах. Это как шрамы для старого мужчины — они подчеркнут историческую ценность и будут выглядеть лучше, чем замазанная штукатуркой кирпичная кладка.
Показуха перед Западом
— А почему вы начинаете ремонт памятников с кровель и фасадов? — поинтересовался Александр Кожин.
По словам Владимира Арцыбашева, он понимает, что ремонт следует начинать с укрепления несущих конструкций, затем — заняться коммуникациями, а кровлей и фасадом заняться в последнюю очередь. Но исторические здания Ростова сейчас ремонтируются сразу по четырем программам.
Один объект зачастую «сидит» сразу в нескольких документах: в таком-то году из такого-то источника на нем переложат кровлю, в таком-то — фундамент. При этом хоть какой-то здравый смысл и общегородская стратегия в бумагах напрочь отсутствуют. Ведь капитальный ремонт во многом сродни стройке, и начинать его с перекладки крыши — все равно что строить дом с кровли, без возведения стен и фундамента.
Наиболее популярной программой капремонта в историческом центре Ростова стала подготовка города к чемпионату мира по футболу. На нее выделяются бюджетные средства на исключительно «демонстрационные» цели — фасады и кровли.
Есть в этой «мундиальной» истории и еще один курьезный нюанс: практически все «отремонтированные» дома, фигурирующие в отчетах чиновников, расположены именно в переулках. По версии местных властей, заграничных футбольных фанатов обязательно потянет к реке, и, спускаясь к Дону, они начнут любоваться «великолепием», которое сейчас не покладая рук создает ростовское ЖКХ.
Власти обещают все исправить
Другое дело, сумеет ли вся эта сомнительная роскошь дотянуть до чемпионата, ведь многие отреставрированные фасады лезут и трещат по швам уже сейчас. Равно как и не рухнет ли к этому времени часть спешно и некачественно отремонтированных домов с текущими коммуникациями и аварийными несущими конструкциями? Конечно, на проживающих в исторических домах ростовцев власти плевать хотели. И это, наверное, уже никого не удивляет. Но особый гротеск ситуации придает какое-то истеричное заискивание ростовского чиновничьего бомонда перед Западом, который за несколько последних лет вроде как снова стал «загнивающим» и «враждебным».
…Ближе завершению круглого стола чиновники пообещали исправить многочисленные «ляпы» на объектах.
— Мы даем пятилетнюю гарантию на выполненные работы, — заявил Владислав Крюков. — По всем выявленным недоделкам 2014–15 годов замечания будут устранены — независимо от того, является ли дом памятником или нет, существует ли сейчас выполнившая работы подрядная фирма.
— Если что-то уничтожено, все восстановят, — был более лаконичен Владимир Арцыбашев.
Признаться, столь громкие заявления весьма позабавили некоторых из участников мероприятия. Ведь во многих случаях придется все заново обдирать и переделывать. И даже хуже: проделанный ремонт отбросил дома к состоянию разрухи, поскольку теперь надо восстанавливать уничтоженную лепнину.
— По-новому никогда не воссоздашь, как было, — заявил Роман Бочарников. — Вопиющий пример безобразий — дом на переулке Газетном, между улицами Шаумяна и Социалистической. На нем уничтожаются все декоративные элементы, мы видим гладкую поверхность фасада.
— Подойдите часов в шесть вечера к отремонтированному зданию правительства Ростовской области и взгляните на его стены, — предложил Александр Кожин. — Выглядят безобразно.
Олег ПЕТРУШИН,
фото автора
РЕКОМЕНДУЕМ:
И мы уже глубоко в этом процессе: завязли по самое нехочу