В городах и регионах Южного военного округа очередь за жильем для военных сократилась в 3,4 раза — в сравнении с 2011 годом.
Ждать выдачу новой квартиры или сертификата на ее покупку теперь приходится в течение двух лет. Сейчас новоселье предвкушают военнослужащие, ставшие очередниками в 2013–14 годах.
По данным начальника Южного регионального управления жилищного обеспечения Минобороны РФ Михаила Колышева, работа ведется по двум основным направлениям: выдача сертификатов по военной ипотеке для уходящих в отставку и выдача служебного жилья для тех, кто несет службу в настоящий момент.
— Мы сами заинтересованы в обеспечении нуждающихся служебным и постоянным жильем, чтобы не нести дополнительные расходы за поднаем квартир, — отметил Михаил Колышев. — У нас есть и собственные законсервированные квартиры в военных городках, из которых передислоцировались военные части. Кроме того, теперь мы планируем арендовать целые жилые комплексы у застройщиков в городах, где свободного жилья нет.
Стоимость «квадрата» по военным программам строго регламентирована — ниже рыночной. В Ростове-на-Дону Минобороны может покупать жилье дешевле 28 тысяч рублей за квадратный метр. Главным городским полигоном по реализации госпрограмм в столице ЮФО стал строящийся Суворовский район, зарекомендовавший себя на рынке недвижимости как самый дешевый. Здесь выдано более двух тысяч служебных квартир и свыше 500 — в постоянную собственность.
Судя по пропорциям выданных служебных квартир и купленного жилья — 4:1, — можно предположить, что Суворовский район заселяется большей частью «добровольно-принудительно». Его первопроходцев, служивых людей, просто поставили перед фактом, где им жить. Таков, надо думать, основной «тренд» жилищной политики Минобороны — покупать или арендовать самые дешевые новостройки крупным оптом.
— Действительно, по некоторым квартирам Суворовского района имеют место различные недоделки, которые устраняются в рабочем порядке. А есть и случаи отказа от такого жилья со стороны военнослужащих, — сообщил Михаил Колышев. — Но в ближайшем будущем не планируется повышения установленной цены в связи с кризисом. Мы постоянно мониторим рыночную стоимость квадратного метра в городах — резкого скачка не наблюдается. К тому же военные жилищные программы не полностью зависимы от рыночной экономики: для нас определен только один банк, для него установлены фиксированные ставки.
Что же касается военной ипотеки, по словам Колышева, основные объемы жилья, приобретаемого с помощью субсидий, по-прежнему приходятся на «вторичку». Хотя есть и исключения. Например, в Ростове многие из участников этой программы купили квартиры в строящемся жилом комплексе «Военвед-Сити». А военные, желающие проживать в небольших городах или сельской местности, где недвижимость основательно дешевле, изыскивают возможность приобретать дома площадью 120–240 кв. метров. Есть и исключения: например, семья многодетного отца Александра Захарченко, прослужившего в вооруженных силах 30 лет, заселилась в собственный трехэтажный особняк.
В целом же реализация военных госпрограмм идет просто блестяще — в сравнении со штатскими.