Да, в п. 59 новых Правил предоставления коммунальных услуг имеется прямая норма о порядке начисления платы за коммунальные услуги потребителям, не предоставившим своевременно показания счетчика.
Постановление №307 не содержит столь однозначных положений о порядке расчетов за коммунальные услуги таким гражданам. Но на практике, как правило, применяется вариант начисления таким потребителям платежей исходя из нормативов потребления или среднемесячных объемов потребления коммунальных услуг по показаниям ИПУ (индивидуальных приборов учета) за прошедший год.
Такие решения чаще всего принимаются управляющими организациями (или расчетно-кассовыми центрами) самостоятельно. Обосновываются они тем, что в период, когда кто-то из жильцов не подал показания счетчика, другим потребителям с индивидуальными счетчиками приходится вынужденно завышать платежи - и все из-за того, что кто-то не удосужился передать свои данные вовремя.
Приведем мнение юриста компании "Жилкомаудит" о том, как надо решать эту проблему до полного вступления в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг:
О порядке расчета размера платы потребителям, не предоставившим показания ИПУ.
Основанием для начисления платы за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения является факт потребления данных услуг.
Согласно п. 37 Правил №307, плата за коммунальные услуги вносится на основании представляемых исполнителем платежных документов, в которых объем потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов (измеренный ИПУ), указывается потребителем самостоятельно (пп. «г» п. 38 Правил). При этом исполнитель имеет право проконтролировать правильность снятия потребителем ежемесячных показаний ИПУ не чаще чем 1 раз в полгода (пп. «г» п. 50 и пп. «е» п. 52 Правил).
В пп. «з» п. 52 Правил установлена обязанность потребителей своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, причем это требование касается всех потребителей. То есть Правила не допускают возможность несвоевременной и (или) неполной оплаты коммунальных услуг, фактически потребленных в помещениях, оборудованных ИПУ.
Правила, как и любой другой нормативный правовой акт, устанавливая какие-либо требования, априори исходят из того, что данные требования подлежат обязательному исполнению со стороны лиц, на которые эти требования распространяются.
Видимо, именно поэтому Правила не содержат какого-то особого порядка расчетов за коммунальные услуги в случае неисполнения потребителями установленных для них требований по своевременной и полной оплате коммунальных услуг.
Однако вместе с этим Правила не предусматривают и никакой ответственности потребителей, установивших ИПУ, за несвоевременную или неполную оплату коммунальных услуг (за непредоставление или несвоевременное предоставление показаний ИПУ исполнителю).
Вся ответственность (в данном случае материальная) за потребителей, допускающих подобные нарушения, перекладывается на других, добросовестных, потребителей, поскольку в расчете размера платы за коммунальные услуги для всех потребителей с ИПУ, проживающих в многоквартирном доме, оборудованном общим узлом учета, задействована одна формула (формула №9 Приложения 2 к Правилам).
И если не предоставляются показания ИПУ со стороны одних потребителей, то автоматически происходит искажение (в рассматриваемом случае - завышение) платежей за коммунальные услуги для других, в том числе добросовестных, потребителей, вовремя и в полном объеме снимающих показания ИПУ и предоставляющих их исполнителю.
Таким образом, можно говорить, что данная проблема Правилами не урегулирована.
В этом случае следует руководствоваться ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ, согласно которой: «В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)».
Сходные отношения, когда оплата коммунальных услуг в помещениях с приборами учета осуществляется без использования показаний этих приборов учета, регулируются п. 33 Правил. Данным пунктом предусмотрена возможность (предоставлено право) исполнителю коммунальных услуг чаще чем 1 раз в 6 месяцев осуществлять снятие показаний ИПУ у потребителей, имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг более двух среднемесячных платежей (из расчета в среднем за 12 последних месяцев), в целях установления фактического объема потребления коммунальных услуг данными потребителями в данных помещениях.
Сходные отношения, когда потребитель неоднократно отказывает исполнителю в допуске в занимаемое жилое помещение для снятия показаний ИПУ, регулируются п. 24 Правил.
Таким образом, используя по аналогии совокупность норм, установленных п. 33 и п. 24 Правил, изложенная в вопросе проблема расчетов за коммунальные услуги может быть решена следующим образом.
По истечении 3 месяцев, за которые потребитель не предоставил показания ИПУ (именно тогда его задолженность по оплате коммунальных услуг составит более двух среднемесячных платежей), исполнитель вправе требовать допуска в жилое помещение, занимаемое данным потребителем для контрольного снятия показаний ИПУ в целях установления фактического объема потребляемых услуг (либо факта непотребления услуг) в данном помещении.
В случае неоднократного отказа потребителем в допуске исполнителя в занимаемое жилое помещение для снятия показаний ИПУ и невыполнении потребителем обязанностей, предусмотренных в пп. «б» п. 24 Правил, исполнитель коммунальных услуг вправе произвести расчет размера платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с п. 22 Правил начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний ИПУ.
При этом исполнитель обязан зачесть ранее начисленные такому потребителю суммы (за месяцы, в которые он предоставлял показания ИПУ).